Входит более 90 стран
1979 г. Британским университетом был утвержден первый стандарт качества BSI.
1987 г. первая версия стандартов ISO.
1986 г. вышел трехязычный словарь терминов и определений
Сущность стандартов ISO – внедрение контроля процесса и ожидание потребителя на всех этапах жизненного цикла продуктов.
Международные стандарты ISO имеют цели:
- укрепление взаимопонимания и доверия между поставщиками и потребителями из разных стран при заключении контрактов
- достижение взаимного признания сертификатов на системы качества выдаваемых аккредитованными органами по сертификации из разных стран
- оказать содействие и методическую помощь организации различных масштабов из различных сфер деятельности в создании эффективно функционирующей системы качества.
Стандарт ИСО 9000 содержит концептуальные положения по управлению качеством и рекомендации, как и в каких случаях пользоваться остальными базовыми стандартами.
Стандарты ИСО 9001 9002 9003 представляют собой базовые модели, на соответствие которым проводится проверка и оценка системы управления качеством данной фирмы.
ИСО 9001 – это модель для обеспечения качества при проектировании и разработке, изготовлении, монтаже и обслуживании.
ИСО 9002 - это модель для обеспечения качества при изготовлении, монтаже и обслуживании.
ИСО 9003 - это модель для обеспечения качества при проведении окончательного контроля.
Базовой моделью предприятия является ИСО 9001, т.к. он рассматривает процесс обеспечения качества продукции от ее разработки до эксплуатации.
ИСО 9004 – содержит наиболее полное описание элементов систем управления качеством продукции. Это пособие по разработке и совершенствованию Менеджмента качества.
1994 г. – семейство стандартов для обеспечения системы качества претерпело изменение и увеличилось до 24.
1 группа – Базовые стандарты(9001-9004)
2 группа – Стандарты поддержки (Словарь терминов, ряд стандартов по аудиту системы качества, метрологическое подтверждение качества)
3 группа – Механическое руководство (Руководство по качеству, план обучения персонала)
1994 Европейская организация по стандартизации присвоила знак ЕН 29000 (европейские стандарты качества)
Недостатки:
1. Версия стандартов 1994 года хоть и была улучшена, но имела жесткое деление на 20 элементов.(было трудно применять к небольшим предприятиям)
2. Излишняя формализация и бюрократизация.
2000 году произошло кардинальное изменение в семействе стандартов. Возникла необходимость унифицировать стандарты. Был создан ИСО 9000. В редакции 2000 года ИСО 9000 заменяет ИСО 9000(94 года) и словарь 8402. Вместо 3 стандартов введен один документ – ИСО 9001 (2000 года). Целью новой версии международных стандартов стали постоянные улучшения для повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
ИСО 9000:2000 - содержит концепцию менеджмента качества и терминологию
ИСО 9001:2000 - устанавливает требования к системам качества и применяется с целью подготовки к сертификации и аудиту.
ИСО 9004 - содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, ориентированных на высокую эффективность деятельности предприятия.
2001 год. ГОСТ- Р - адаптированные стандарты качества (2000 года)
Краткая характеристика ИСО 9000- ГОСТ-Р:2008 (2001) имеете название- "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь".
Принципы систем менеджмента качества:
1. Ориентация на потребителя
2. Лидерство руководителя
3. Вовлечение работников
4. Процессный подход. Процесс- совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы и выходы.
5. Системный подход.
6. Постоянное улучшение
7. Принятие решений на основе фактов
8. Взаимовыгодное отношение с поставщиками
Это по сути Правила по управлению качеством с учетом его постоянного улучшения. Сделан акцент на процессный подход и постоянное непрерывное улучшение.
ИСО 9001 и 9004. Они могут применяется и вместе, и по отдельности.
ГОСТ-Р ИСО 9001:2008 система менеджмента качества. Требования. В структуру стандарта входит 5 основных(!) разделов, в отношении которых ИСО устанавливает обязательные требования:
1-3. Общие
4. Система менеджмента качества
5. Ответственность руководства
6. Менеджмент ресурсов
7. Процессы ЖЦП
8. Измерения, анализ и улучшения
Система менеджмента качества организации(ИСО 9001) базируется на применении процесс него подхода. Вся деятельность компании представлена в виде модели процессов. Вход - процесс(воздействуют: процедура управления; мониторинг, измерение)- выход.
Процессный подход - системная идентификация и управлении процессами, включая их взаимодействие, может рассматриваться как процессный подход.
Пример. Неокрашенная стена - выбор краски- покупка инструментов - подготовить стены - покрываем краской - окрашено!
ГОСТ- Р ИСО 9001 выделяет 4 группы процессов, необходимых для смк:
1. Процессы управленческой деятельности руководства(взаимодействие с потребителями, планирование смк, распределение ответственности, управление документацией)
2. Процессы управления ресурсами - менеджмент персонала, инфраструктуры.
3. Управление жцп
4. Процессы измерения, анализа и улучшения.
Ко всем 4 процессам применим цикл Деминга.
Plan- внедрение процессов(act) - проверка (check) - принятие решений (do)
Преимущества процесс него подхода состоит в непрерывности управления, кот. Он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их взаимодействии и комбинации.
Этапы внедрения процессного подхода:
1. Определение видов и целей процессов
2. Выявление границ и установление ответственности за процессы
3. Определении входов и выходов процесса
4. Описание структуры процесса
5. Реализация и управление процессами
6. Контроль и оценивание процесса
7. Улучшение процессов.