Структура социальной информации. Виды информационного обслуживания

4.4.

В связи с расширением диапазона человеческой деятельности, в том числе в области предпринимательства, возникает необходимость постоянно обращаться к различным видам социальной информации. Это особенно характерно для межотраслевой предпринимательской деятельности, характерной для книготоргового предпринимательства.

Весь объем социальной информации схематически можно представить в виде ряда взаимосвязанных пластов различных видов информации и документации, отражающих результаты человеческой деятельности во всех сферах (рис. 14), представляющих в совокупности важную составную часть - ноосферы.

Очевидно, было бы целесообразно по каждому информационному пласту создать специализированную информационную систему, которая входила бы составной частью в общегосударственную систему социальной информации. Возможно, в перспективе это произойдет, но в настоящее время далеко не по всем пластам социальной информации существуют достаточно развитые централизованные системы информации. Так, не существует до сих пор, как это ни странно, в России специализированной системы экономической информации, которая в системе социальной информации должна, казалось бы, стоять на первом месте. Она «приплюсована» к системе научно-технической информации, но от этого мало что выиграла, равно как и потребители экономической информации. В России до начала перестройки не было специализированных центров экономической, предпринимательской, коммерческой информации; считалось, что с их функциями могут справиться существующие в рамках государственной системы научно-технической информации институты информации и технико-экономических исследований. Оправдывалось это тем, что государственная система научно-технической информации - это одна из наиболее развитых в стране информационных систем с разветвленной сетью информационных служб различного уровня, имеющая огромный контингент постоянных пользователей с хорошо поставленной обратной связью. В этой системе налажено информационное обеспечение различных категорий потребителей информации с учетом их потенциальных и заявленных информационных запросов и потребностей, разработаны и широко практикуются различные формы и виды информационного обслуживания, различные виды информационных документов с учетом решаемых потребителем задач.

Деятельность органов научно-технической информации регламентируется утвержденными типовыми положениями, нормативными и методическими документами, что обеспечивает единство и целенаправленность работы этих органов. Все органы и службы научно-технической информации являются держателями справочно-информационных фондов по профилю своей деятельности. Эти фонды постоянно пополняясь и обновляясь, служат базой активного справочно-информационного обслуживания.

Наиболее распространенными и проверенными многолетней практикой традиционными видами справочно-информационного обслуживания являются:

библиотечное,

межбиблиотечный абонемент,

справочно-библиографическое,

сигнальное информирование (опережающее),

разовое обслуживание в режиме запрос-ответ,

обслуживание по постоянно действующим запросам (система ИРИ),

обслуживание в режиме ретроспективного поиска,

дифференцированное обслуживание руководителей,

обслуживание переводов иностранных источников,

подготовка библиографической, реферативной и обзорной информации по индивидуальным запросам (заказам),

подготовка аналитических справок и материалов по определенным вопросам,

подборка различных материалов, сведений и документов (досье) по определенной индивидуальной теме,

выпуск информационных изданий - научно-информационных, справочных и специальных.

К научно-информационным относятся обзорные издания, реферативно-библиографические, включая библиографические указатели и каталоги, и экспресс-информация; к справочным относятся издания, содержащие систематизированные статистические и фактографические данные, например, каталоги оборудования, справочники адресов, фирм определенного профиля и т.п.; к специальным относятся: ежегодный доклад о наиболее важных отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства, сборники о передовом опыте, сведения о государственной регистрации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др.

Весь этот ассортимент информационных услуг, осуществляемых органами научно-технической информации, обусловливает возможность постоянного комплексного информационного обслуживания специалистов в области науки, техники и производства.

Что касается систем торгово-предпринимательской, коммерческой информации, то они находятся в России еще в стадии формирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: