Продолжаем введение
Введение
Лекция 2, 11.09.2012 сегодня две пары
На прошлой лекции было введение. Важный месседж: речь – это суперсистема, и без речи мы вообще не можем смотреть на мир. Это не-воз-мож-но.
Зеркальные нейроны: современная моторная теория речи. Когда мы воспринимаем, мы внутренне проговариваем. Поэтому импрессивная речь – тоже речь.
Письменная речь – система, которая НЕ обладает свойством саморазвития. А устная речь – это инстинкт. Письменная речь – яркий пример функции, которая индуцируется культурой.
Внутренняя речь, свойства:
· Свернутость
· Предикативность. «Солнце взошло». Для себя есть только «взошло», а для другого, при порождении внешней речи, добавится «солнце». А больные афазией больше говорят существительных, чем глаголов. Вместо «дайте мне булочку» получится «булочка!». При этом сам больной чувствует, что у него не получается сказать нужную фразу. Т.е. «доречевое» понимание сохраняется. Он только не может приписать новую информацию объектам в речи.
|
|
· Недоступность для прямого наблюдения
Она опосредует устную и письменную речь. Во внутренней речи происходит переход от непонятной материи мышления к связному высказыванию.
Есть мнение, что в правом полушарии зарождается интенция: о каких объектах и что сказать, - а потом левое уже оформляет это как-то внятно. А внутренняя речь – это некий интерфейс, который переводит из интенции мышления во внешнее высказывание.
· Фонемы – смыслоразличительные звуки речи. Важно, что это не просто звук речи, а СмыслоРазличительный. Например, в китайском р и л не различаются по смыслу, хотя физически китайцы слышат разницу между ними. А у нас высота гласных не меняет смысла слова, хотя физически разница очевидна. А для вьетнамского это будут слова с разным смыслом.
o В ходе эволюции у различных народов разные физические параметры речи стали смыслоразличительными. Так что это процесс исторический. Но тем не менее, наш мозг изначально запрограммирован на произнесение любых фонем. У ребенка есть период, когда он произносит звуки любых языков. А потом этот период кончается, и ребенок произносит только фонемы своего языка. Скорее всего, зеркальные нейроны играют в этом не последнюю роль.
o Этот же механизм работает у птиц, так что он общеэволюционный. Эдакая эволюционная фиксация своей группы.
o Еще важно. Нас, как вида, очень много. Земля может прокормить 100 тысяч человек, которые занимаются охотой и собирательством. Получается, что нас ооочень много, поэтому мы разделены на разные расы: подсознательно кажется, что это вообще другой биологический вид. Отсюда расизм. Это, конечно, гипотеза. Возможно, и языки поэтому разные и их столько.
|
|
o Как возникали? Скорее всего, методом изоляции. Наверное, когда-то очень-очень давно был единый праязык.
o Механизм образования речи – подражательный. Поэтому, если у вождя есть определенный дефект речи, через некоторое время все начнут так говорить. Оп, образовалась новая фонема. А мозг наш изначально готов сформировать зеркальный нейрон на любую, самую дурацкую фонему.
· (на слайде их не было, в этой линейке они не выделяются) Слоги. Иногда включают в классификацию, иногда нет. Включают по важному основанию: ритм, цикличность речи.
o Речь вся построена на цикличности. Потому что устная речь вообще – сукцессивная функция, когда мы порождаем такие элементы, которые идут один за другим. (Наше образное восприятие – симультанно, т.е. одновременно.)
o Похоже, что задолго до возникновения речи левое полушарие стало специализироваться на сукцессивных функциях, а правое – на симультанных. Поэтому, когда возникла речь, она автоматически упало на более подготовленное – левое полушарие.
o Смена элементов основывается на цикличности. И слог – самый короткий цикл. Почему это удобно? Потому что мозгу удобнее воспроизводить, воспринимать, запоминать, структурировать ритмичное и цикличное. Слова тоже цикличные. Ритм предложений – тоже цикличен.
· Лексемы – слова или фразеологические сочетания, обозначающие отдельные предметы или явления.
o Отличается от термина «слово»: за словами могут стоять понятия или ссылки на какие-то конкретные явления. И это две разные линии (второсигнальная и первосигнальная). Пример: яблоко. Представлять конкретное яблоко и яблоко вообще – это совсем разные стратегии.
· Семантические единицы – обобщения в виде систем слов, обозначающих понятия.
· Предложения – сочетания слов, обозначающих определенную мысль.
o Как оно вообще могло возникнуть? Это некая временная цепочка, которая связывает некоторые элементы. Еще до возникновения речи такие цепочки выстраивались во внутреннем плане. Поэтому, когда возник язык, в нем сформировалась похожая штука.
· Высказывания – законченные сообщения. Синоним – текст.
Порождение речи идет снизу вверх (?). Сначала мы хотим что-то сказать, потом продумываем текст, который хотим донести до окружающих. На каком-то уровне мы рубим его на предложения и подбираем слова. Большая проблема изучения в том, что все это происходит очень быстро. На субъективном уровне это вообще проходит незамеченным. В сознании остается только семантика. В восприятии происходит все то же самое. Эволюционно речь строилась и подлаживалась под диалог. Фазы порождения речи и фазы восприятия речи комплиментарны.
Восприятие – процесс сверху вниз. Потому что при восприятии партнера у нас есть определенный контекст. Мы скорее вычерпываем фонемы из речи другого. Мы ожидаем что-то услышать и проверяем, есть ли это. Эта штука хорошо согласуется с идеями Александрова. Установка экономит ресурсы.