Основные исторические этапы развития психологической науки.
Выделяют две эпохи в развитии психологических знаний.
Донаучная (житейская) - психологические знания взяты из общественного и личного опыта, происходит накопление психологических знаний.
Включает этапы: античность, средневековье, возрождение.
Научная – связана в возникновением психологии, как самостоятельной науки, характеризуется систематизацией знаний, возникновением особой психологической терминологии.
Включает этапы: новое, новейшее время.
13.1. Донаучный этап.
Психологическое знание начало оформляться в древней мифологии. Ещё за несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и др. В их рамках произошло зарождение первоначальных идей о природе души человека, основанных на мистико-религиозных догматических взглядах.
Все учения древнего Востока - к пониманию природных явлений, в том числе психических, как возникающих на основе смещения и перемещения основных частиц, элементов мира. Это была первоначальная, «элементаристская», форма причинного объяснения психической сферы деятельности человека.
|
|
Весомый вклад в развитие психологии как науки в этот период внесли представители античной психологии (VII-II вв. до н.э.): Аристотель, Гераклит, Демокрит, Гиппократ, Сократ, Платон.
13.1.1. Античность.
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа). Душа - независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
По Демокриту (460-370 гг. до н.э.):
- душа - материальное вещество, которое состоит из шарообразных, легких, подвижных атомов огня;
- ощущения и чувства субъективные продукты, получаемые от соединения различных атомов;
- душа может покидать тело и вновь возвращаться в него;
- в разных частях тела содержится разное количество атомов души (больше всего их в мозге, сердце, печени);
Все душевные явления объясняются физическими и механическими причинами.
По Платону (427-347 гг. до н. э.):
- душа незримое, возвышенное, божественное начало.
- душевные явления подразделяются на разум (мышление), мужество (воля) и вожделения (мотивация).
- разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости.
- гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.
Гиппократ (около 460-377 или 356 гг до н. э.) - Разработал учение о разработал учение о четырех типах темперамента (холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический темпераменты. - Мозг человека является органом ощущений и мышления. |
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
|
|
Опубликовал трактат «О душе».
- описал различия между теоретическим и практическим интеллектом.
- душа бестелесна, и неотделима от тела
- душа - форма живого тела причина и цель всех его жизненных функций;
- движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия.
- чувственные восприятия составляют начало познания.
- сохранение и воспроизведение ощущений дает память.
- мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений.
- охарактеризован ассоциативный характер запоминания информации.
Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.
Второй этап. Средневековье. Характеризуется следующим:
- происходит усиление церковного влияния.
- душа - божественное, сверхъестественное начало.
- человеческому пониманию поддается лишь внешняя сторона души (материальная), а величайшие таинства души доступны лишь в религиозном опыте.