Основные представители внесшие значительный вклад в развитие психологии на этапе античности

Основные исторические этапы развития психологической науки.

Выделяют две эпохи в развитии психологических знаний.

Донаучная (житейская) - психологические знания взяты из общественного и личного опыта, происходит накопление психологических знаний.

Включает этапы: античность, средневековье, возрождение.

Научная – связана в возникновением психологии, как самостоятельной науки, характеризуется систематизацией знаний, возникновением особой психологической терминологии.

Включает этапы: новое, новейшее время.

13.1. Донаучный этап.

Психологическое знание начало оформляться в древней мифологии. Ещё за несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и др. В их рамках произошло зарождение первоначальных идей о природе души человека, основанных на мистико-религиозных догматических взглядах.

Все учения древнего Востока - к пониманию природных явлений, в том числе психических, как возникающих на основе смещения и перемещения основных частиц, элементов мира. Это была первоначальная, «элементаристская», форма причинного объяснения психической сферы деятельности человека.

Весомый вклад в развитие психологии как науки в этот период внесли представители античной психологии (VII-II вв. до н.э.): Аристотель, Гераклит, Демокрит, Гиппократ, Сократ, Платон.

13.1.1. Античность.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа). Душа - независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

По Демокриту (460-370 гг. до н.э.):

- душа - материальное вещество, которое состоит из шарообразных, легких, подвижных атомов огня;

- ощущения и чувства субъективные продукты, получаемые от соединения различных атомов;

- душа может покидать тело и вновь возвращаться в него;

- в разных частях тела содержится разное количество атомов души (больше всего их в мозге, сердце, печени);

Все душевные явления объясняются физическими и механическими причинами.

По Платону (427-347 гг. до н. э.):

- душа незримое, возвышенное, божественное начало.

- душевные явления подразделяются на разум (мышление), мужество (воля) и вожделения (мотивация).

- разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости.

- гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

  Гиппократ (около 460-377 или 356 гг до н. э.) - Разработал учение о разработал учение о четырех типах темперамента (холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический темпераменты. - Мозг человека является органом ощущений и мышления.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Опубликовал трактат «О душе».

- описал различия между теоретическим и практическим интеллектом.

- душа бестелесна, и неотделима от тела

- душа - форма живого тела причина и цель всех его жизненных функций;

- движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия.

- чувственные восприятия составляют начало познания.

- сохранение и воспроизведение ощущений дает память.

- мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений.

- охарактеризован ассоциативный характер запоминания информации.

Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.

Второй этап. Средневековье. Характеризуется следующим:

- происходит усиление церковного влияния.

- душа - божественное, сверхъестественное начало.

- человеческому пониманию поддается лишь внешняя сторона души (материальная), а величайшие таинства души доступны лишь в религиозном опыте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: