Мотивация.
Волевое усилие зависит от следующих факторов.
1. Мировоззрения личности.
2. Моральной устойчивости.
3. Наличие общественно-значимой цели.
4. Установки по отношению к деятельности.
5. Уровня самоуправления и самоорганизации личности.
6.7. Правила воспитания воли у ребенка.
1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;
2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
3) объяснить ребенку, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения;
4) надо подводить ребенка к рациональным решениям и добиваться осуществления принятых решений, а не принимать решения за него.
Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели.
|
|
Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.
6.8. Исследование воли в рамках разных концепций.
- в бихевиоризме изучаются формы волевого поведения;
- психологии мотивации - внутриличностные конфликты и способы их преодоления;
- психологии личности – волевые характеристики личности;
- психологии саморегуляции - волевой аспект поведения.
7.1. Общее понятие о мотивах и мотивации.
Мотив – побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека (осознаваемых и не осознаваемых).
В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Мотивация - 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
7.2. Виды мотивов.
Эмоциональные - желания, влечения;
Рациональные – стремления, интересы, идеалы, убеждения;
Целей – генерализованные мотивы, содержание которых выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности;
Выбора путей, средств, способов достижения реализации цели