Типология по степени адаптивности человека.
Типология людей по локусу контроля.
60-х в США. Д. Роттер разработал шкалу локуса контроля - где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями.
Типы людей по локусу контроля.
1. Экстерналы – когда человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т.п. Они пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, свои успехи, достижения и радости приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
2. Интерналы – когда человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий.
Онисчитают, большинство важных событий их жизни результат их собственных действий, считают, что добились сами всего, что было и есть в их жизни, они берут на себя ответственность и за все отрицательные события, считают свои действия важным фактором в организации складывающихся отношениях в коллективе, своих продвижениях. Считают себя ответственными за события семейной жизни, в семейных проблемах обвиняет не супруга, а прежде всего самого себя, стремится изменить себя. Считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение, симпатию, активно формировать свой круг общения, считает себя ответственным и за свое здоровье. Интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя.
|
|
Человек может быть гармоничен и адаптирован либо дисгармоничен и дезадаптирован.
Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения – удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
Дезадаптация – всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).
Важной составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Вилен Исаакович Гарбузов[49], выделил семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.
1. Эгофильный тип. С раннего детства проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок боится темноты, высоты, воды и т.п., нетерпим к боли; на базе этого типа формируется личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям.
|
|
2. Генофильный тип (лат. genus – «род»). Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному – интересам детей, семье. Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители – хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни.
3. Альтруистический тип. Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия, забота о близких, о пожилых, способность отдать другим последнее, даже необходимое самому. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному.
4. Исследовательский тип. С раннего детства отмечаются любознательность, стремление во всем добираться до сути, склонность к творчеству. Вначале этих людей интересует все, но позже какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели, ученые – лица этого типа.
5. Доминантный тип. С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения, формируется личность, знающая, как достигнуть желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой.
6. Либертрофильный тип (лат. libertas – «свобода»). Для людей этого типа характерно стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, нетерпимость к рутине.
7. Дигнитафильный тип. (лат. dignitas – «достоинство») С раннего детства человек абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте.