- развитие инициативы и самостоятельности воспитанников – вызывает у детей активность, самостоятельность, инициативу;
- сознательности и активности учащихся – отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе;
- уважение к личности в сочетании с разумной требовательностью – вытекает из сущности гуманистического воспитания, требовательность является мерой уважения к личности ребенка;
- опоры на положительные сильные стороны личности человека;
- согласованности требований школы, семьи, общественности – единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечиваются тесным взаимодействием всех педагогических систем;
- параллельных педагогических воздействий – воздействие оказывается не на отдельную личность, а на группу в целом;
- доступности и посильности – учете реальных возможностей, предупреждение интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации деятельности – учет актуального уровня развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей.
- прочности результатов образования, воспитания и развития – связывание нового с ранее усвоенным, введение новых знаний в структуру личного опыта учащихся.
2.4. Критерии отбора основ наук, изучаемых в современной российской средней школе.
Выделяют следующие критерии:
- целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личность и формирования ее базовой культуры;
- научная и практическая значимость содержания, включенного в основы наук;
- соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
- соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение;
- учет международного опыта построения содержания общего среднего образования
- соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы (Ю.К. Бабанский).
2.5. Образование как социокультурный феномен.
Поскольку содержание образования пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом.
Социокультурные функции образования:
• вхождение человека в мир науки и культуры;
• социализация человека;
• обеспечение преемственности поколений;
• обеспечение трансляции культурных ценностей;
• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;
• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.
Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.
2.6. Виды образования.
От объема полученных знаний:
Начальное – заложить основы для будущего образования человека, которое в современных условиях продолжается всю жизнь.
Среднее
Высшее
Послевузовское