Перестройка системы (1987 - начало 1990)

Собственно, именно эти годы и являются классической Перестройкой в том значении, в каком это слово воспринимается нынче. Генеральный секретарь уже проводит серьёзные изменения; генеральный секретарь ещё не потерял возможность контролировать развитие страны.
"Крёстный отец" горбачёвской Перестройки, Андропов, ещё на исходе 60-х годов говорил в приватной беседе: "Машина… поизносилась, ей нужен ремонт… Может быть, и капитальный, но не ломать устои, они себя оправдали… Начинать надо с экономики. Вот когда люди почувствуют, что жить становится лучше, тогда можно постепенно и узду ослабить, дать больше воздуха. Но и здесь нужна мера".
Неизвестно, как у самого Андропова получилось бы реформировать экономику без политики. Но Горбачёв, который выдвинулся по партийной линии, отдал преимущество политической стороне дела.

Политика: радикализация оппозиции.
Январский пленум 1987 года.
Рубежом начала второго этапа считается обычно январский пленум ЦК 1987 года. В этом собрании Горбачёв изложил новый план преобразований. Во главу угла ставилась реформа политической системы, которая должна была полечь за собой и социально-экономическое обновление общества. Именно после этого пленума в широкое употребление вошёл новый штамп - "механизм торможения". Этим механизмом, по мнению Горбачёва, являлась косная политическая система, тормозившая экономическое развитие страны. Значит, основной задачей становилось изменение политической системы, развитие самоуправления народа.
Одним из основных орудий политической реформы стала гласность, которая теперь стала пониматься более широко, чем прежде. Если ранее гласность направлялась на критику "искривлений" партийной линии, то теперь сами Горбачёв с Яковлевым подтолкнули прессу к критике сталинских мифов. Уже в январе 1988 года дело дошло до создания комиссии по реабилитации жертв сталинских репрессий. Таким образом, сами руководители разоблачали идеологию своего государства как ложную - пусть и на предыдущем этапе. Из критики сталинских репрессий логически неизбежно вытекала и критика всей системы советского "социализма". Это наиболее явно проявилось на рубеже 1988-1989 годов, когда после долгих споров был положительно решён вопрос о реабилитации Солженицына, то есть о том, чтобы начать печатать его явно антисоветские сочинения. Горбачёв и его товарищи сопротивлялись этому процессу лишь словесно, но разрешение на печать дали.
Так, мало по малу, гласность вышла из-под контроля Горбачёва. Из орудия, направленного против консерваторов за Перестройку, она превратилась в орудие, направленное против советской системы в принципе.
Независимые политические организации.
В организационном отношении гласность проявилась в появлении "независимой" (от государства) печати и неформальных объединений (типа дискуссионных клубов). Весной 1988 года крупнейшие из клубов объединились в Межклубную партийную группу, выступавшую в качестве самостоятельной политической силы. Тогда же, в конце весны и летом 1988 года клубы стали перерастать в более массовые неформальные объединения - "народные фронты" в отдельных областях и городах. Пока их организаторы ещё ставили целью углубление политики Перестройки, однако действовали они независимо от партийного руководства и всё более оппозиционно по отношению к официальной идеологии.
Размежевание.
На этом этапе выяснилось, что нет единства и среди самих сторонников реформ, среди вождей. На октябрьском Пленуме ЦК 1987 года произошёл так называемый "бунт Ельцина". Чутко улавливавший настроения масс Ельцин почувствовал, что у народа начала падать вера в Перестройку (за два с половиной года жить лучше так и не стало). И на Пленуме выступил против Лигачёва, которого считал главным виновником недостаточно решительного проведения реформ. После дружного осуждения Ельцина он был переведён с Московского горкома партии на второстепенную министерскую должность. Впрочем, это только прибавило ему популярности в народе, укрепило его авторитет борца с партийной бюрократией.
Тот же самый Лигачёв считается инициатором публикации в марте 1988 года в одной из ведущих центральных газет, "Советской России", письма "Не могу поступаться принципами". Его автором была Н.А. Андреева, преподаватель одного из ленинградских вузов. Она указывала на то, что ведущаяся критика сталинизма отрицает всю советскую систему, и призывала защитить социалистические идеалы. Эта статья была объявлена "манифестом антиперестроечных сил" и получила резкий отпор Горбачёва со товарищи.
XIX партконференция.
Крупнейшим событием 1988 года считается XIX партийная конференция, проходившая в июне-июле. Её значение определяется, во-первых, демократичной атмосферой заседаний. Впервые с 1920-х годов делегаты действительно высказывали самостоятельные мнения, позволяя себе иной раз критиковать действия партийного руководства. Причём работа делегатов широко освещалась в средствах массовой информации, включая телевидение.
Во-вторых, конференция с подачи Горбачёва приняла решение о реформе политической системы. Предполагалось разделить сросшиеся государство и партию, обеспечив независимость законодательных органов от партии.
С точки зрения организации органов власти реформу не назовёшь принципиальной. Прежде высшим органом законодательной власти выступал Верховный Совет, нижняя палата которого избиралась населением напрямую, по территориальным округам. Теперь Верховный Совет стал избираться Съездом народных депутатов, который, в свою очередь, избирался населением. Главное в той реформе состояло в изменении процедуры выборов. Если ранее в избирательных бюллетенях значилась фамилия только одного кандидата, одобренного партийными органами, то теперь выборы стали альтернативными. Выдвигаться кандидатами получили право все желающие. Пытаясь обеспечить партии значительный вес в будущем парламенте, XIX партконференция установила, что по территориальным округам будут избираться две трети депутатов; остальные 750 человек избирались от общественных организаций (хотя и не обязательно политических).
Помимо высшего управления, реформа затронула и нижний уровень. Партконференция приняла решение о совмещении должностей главы партийного комитета и председателя Совета соответствующего уровня. Поскольку руководителя этого избирало население, такое нововведение должно было привести на руководящие партийные посты людей энергичных и практичных, способных решать местные проблемы, а не просто заниматься идеологией.
Противостояние.
Именно после XIX партконференции распространяются массовые митинги "народных фронтов" (против различных ограничений), всё чаще носящие нескрываемо антикоммунистический характер. Больше других выделялась организация "Демократический Союз". В конце августа и начале сентября 1988 года она провела в Москве два митинга, приуроченных к историческим датам, в ходе которых лидеры ДС призывали к свержению существующего строя. Участников ненадолго задержали, но репрессий не последовало. Отсутствие сопротивления со стороны властей поощряло противников власти к более решительным и более громким действиям.
Осенью 1988 года Горбачёв отстранил от влияния на идеологию представителей обоих крыльев - консерватора Лигачёва (отправив его в международную комиссию ЦК) и либерала Яковлева (его отправили на сельскохозяйственный фронт). Однако идеологическую комиссию ЦК возглавил Вадим Андреевич Медведев (на два года старше Горбачёва), который попал в секретариат ЦК и в Политбюро благодаря Горбачёву и первые годы работал помощником Яковлева, так что его можно считать преемником Яковлева не только по должности, но и по содержанию. Таким образом, по сумме двух упомянутых перестановок произошло ослабление консерваторов.
Летом 1989 года демократическая оппозиция оформилась в рамках высшего законодательного органа. Это произошло на I Съезде народных депутатов СССР, открывшемся в мае 1989 года. Численность Межрегиональной депутатской группы (МДГ), как назвали себя оппозиционеры, быстро достигла 15 % делегатов съезда. В числе её вождей были Ельцин, вскоре умерший Сахаров, будущий московский мэр Гавриил Харитонович Попов. Руководство МДГ не ограничивалось парламентской деятельностью и стремились сделать всё, чтобы ослабить центральную власть. "Надо довести систему торговли до такого состояния, чтобы ничего невозможно было приобрести" - говорил Попов. "У нас есть деньги, чтобы платить штрафы. Есть список 30 адвокатов, которые будут защищать наших людей. Двигать дело будут те, кто не боится сесть на 15 суток и более" - говорилось на одном из предвыборных собраний МДГ.
Осенью 1989 года получила широкую поддержку по стране инициатива одного из московских клубов по созданию Демократической платформы в КПСС. Демократическая платформа, которую поддерживала очень большая часть членов КПСС, требовала создания многопартийности и, соответственно, низведения Компартии до уровня лишь одной из многих.
При этом Демократическая платформа всё же объединяла людей, на том этапе разделявших традиционные для советского государства социалистические ценности. В то же время нарастали и антикоммунистические настроения. Они проявились в создании в течение первой половины 1990 года целого ряда самостоятельных партий (Демократической, Социалистической, Республиканской и других). Их большинство объединилось в движение "Демократическая Россия". Основой объединения стал отказ от социалистических принципов в любом их виде. В преддверии выборов народных депутатов РСФСР "Демократическая Россия" развернула широкую пропаганду, основанную на обещаниях решить все проблемы, и немедленно.
В ответ Горбачёв попытался усилить свою власть. На III съезде депутатов СССР в марте 1990 года, одновременно с отменой 6-й статьи Конституции, был учреждён пост президента СССР. Президента избирали не всенародно, а на Съезде народных депутатов. Первым президентом стал Горбачёв. Таким образом, он удачно перебрался с тонущего корабля КПСС во главу системы непартийной государственной власти.
Национальные движения.
Провозглашение гласности привело и к обострению национального вопроса. Именно осенью 1987 года в Армении и странах Прибалтики появились движения за национальную независимость, к середине 1988 года уже носившие массовый характер.
В 1988 году произошли кровопролитные столкновения в Армении (Нагорный Карабах) и Киргизии (Фергана) - в тех районах, где титульная нация республики не была численно преобладающей. Эти события показывали слабость союзной власти, которая не смогла ни предотвратить их, ни железной рукой навести порядок.
Но ещё более опасно с политической точки зрения развивались события в Прибалтике. С осени 1988 года в Латвии, Литве и Эстонии действовали "народные фронты", по степени популярности у населения добившиеся наибольших в Советском Союзе успехов. Лозунги "Русские, убирайтесь вон!" выставлялись здесь совершенно открыто, однако ЦК КПСС делал вид, что проблемы не существует. В ноябре грянул первый гром - Верховный Совет (не "народный фронт", а законный высший орган) Эстонии принял декларацию о государственном суверенитете - верховенстве своих законов над общесоюзными. В первой половине 1989 года такие же декларации приняли и Латвия с Литвой. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы принял акт "О восстановлении независимого Литовского государства. Литовская ССР переименовывалась в Литовскую Республику; взамен советской конституции вводился в действие Основной Закон Литовской Республики, составленный на основе конституции 1938 года. Примеру Литвы вскоре последовали соседи-прибалты. В конце марта 1990 года неожиданно для Горбачёва появился президент в Узбекистане. Отрицательно восприняв эту новость, Горбачёв, тем не менее, не предпринял мер по ликвидации самодеятельности.
Итак, политические реформы Перестройки довели дело до постановки под вопрос целостности самого государства. Возможно, политические процессы могли бы оказаться не столь разрушительными при более благоприятном положении в экономике.

Экономика: уход государства.

Об экономических реформах на январском пленуме ЦК 1987 года тоже говорилось. Суть этих реформ сводилась к уменьшению роли государства в экономике и расширению роли частной инициативы. В частности, предполагалось внедрять самоуправление трудовых коллективов и переводить государственные предприятия на хозрасчётные отношения.
Рыночная экономика для государственных предприятий
. Указания январского Пленума воплотились в результате следующего Пленума ЦК, в июне 1987 года. Появился закон о государственном предприятии. Государственные предприятия стали работать на основе хозрасчёта, что подразумевало самоокупаемость и самофинансирование. То есть предприятие само должно было заботиться о покрытии всех своих расходов и о получении прибыли. Если прибыль есть, предприятие оставляет себе твёрдо оговорённую её часть. Если вместо прибыли предприятие получает убыток, оно может быть признано банкротом. Государство если и перечисляет предприятию деньги, то только в качестве платы за товар, произведённый в рамках государственного заказа. Государственный заказ не обязательно должен был охватывать всю продукцию завода, а лишь ту часть, которая требовалась государству.
Таким образом, государство переставало быть на своих предприятиях одновременно собственником и управляющим. Оно оставалось только собственником и требовало от управляющего свою законную прибыль. При такой системе отношений резко возрастает роль управляющего, директора. Он сам должен определять, какие товары выпускать, с кем сотрудничать, какую зарплату платить. Соответственно, и директора теперь стали не назначаться, а выбираться Советами трудовых коллективов.
Результаты реформы оказались менее благоприятными, чем ожидалось. Хотя госзаказ в 1988 году достиг 85 % продукции госпредприятий, директора требовали его увеличения. Связи между предприятиями помимо государства налаживались недостаточно быстро, причём носили в основном бартерный характер. Бартер - безденежный обмен товара на товар - свидетельствует о низкой ликвидности этого товара, а значит (каковы бы ни были причины этого), о нездоровой экономике.
При этом введение хозрасчёта сочеталось с сохранением государственного регулирования цен. Как и раньше, цену товара определял директор предприятия. Но эта цена должна была получить утверждение в Госкомитете цен. Будучи раз установленной, цена практически не подлежала изменению. Единственным способом повысить цену на товар было как-то его изменить (добавить рубашке карман на спину). Такого рода повышение цен действительно имело место. В то же время, товары, которые невозможно "усовершенствовать", могли измениться в цене только с согласия правительства. Согласия не поступало, цены оставались прежними, дефициты обострялись.
При этом более 30 % предприятий в 1988 были убыточными, однако их формальное банкротство означало бы взрыв безработицы, поэтому государственная поддержка сохранялась. Рабочее самоуправление не всегда помогало выбрать наиболее квалифицированное управление, поскольку народ выбирал тех, кто обещал наиболее льготные условия.
Частные предприятия. Описанная реформа 1987 года относилась к государственным предприятиям. В 1988 году реформаторы приступили к развитию частного производства. В мае 1988 был принят закон "О кооперации в СССР". Понимая, что трудно развить дело с нуля, государство предоставило кооперативам все права, имевшиеся у государственных предприятий, а также некоторые дополнительные льготы. Предполагалось, что кооперативы займут нишу мелкого производства товаров и услуг.
Однако на деле сложилась система паразитирования кооперативов за счёт государственных предприятий, в большинстве случаев - с ведома (или по инициативе) директоров этих предприятий. Сплошь и рядом кооперативы создавались при крупных предприятиях. Пользуясь на льготных условиях их средствами производства и государственным сырьём, они не были связаны ценовыми ограничениями и содержанием так называемой социальной сферы (распространённых в советское время ведомственных детских садов, домов отдыха и т.п. учреждений на балансе предприятия). В ряде случаев воровство велось ещё более явно: созданные начальством кооперативы монопольно скупали продукцию завода по низким ценам, а продавали по высоким.
В итоге кооперативы снимали всю прибыль, а государственные предприятия нищали. Производилось перераспределение средств в стране. Расслоение усиливалось. Развитие производительной кооперации затруднялось и таким явлением, как рэкет. Защитить предпринимателей от бандитов сильно коррумпированное и на глазах слабеющее государство оказывалось не в силах.
Легализация "теневой экономики"
. В ряде случаев кооперативы использовались для "отмывания" денег, заработанных в "теневой экономике". Впрочем, само понятие "теневая экономика" с внедрением рыночных отношений постепенно сходит на нет. В 1987-1988 годах начинается "легализация теневой экономики". На практике это выглядело как разворовывание государства. В условиях Советского Союза, где вся крупная собственность принадлежала государству, капиталом "теневиков" было высокое положение и нужные связи. В условиях рынка - они понимали - этого будет недостаточно. Поэтому те, кто имел доступ к власти, стремились материализовать своё положение в имуществе. Например, Министерство газовой промышленности превратилось в акционерное общество "Газпром" (акция - имущество вполне материальное). Несмотря на отсутствие в законодательстве механизма приватизации, акционерными обществами стали КАМАЗ, ВАЗ и некоторые другие выгодные предприятия.
Ухудшение снабжения
. Результатом всех экономических преобразований было ухудшение на производстве и ухудшение в снабжении. Рост производства быстро сокращался, а то и переходил в спад. Несмотря на огромные зарубежные займы, идущие на потребление, дефицит товаров обострялся. Чем дальше продвигалась Перестройка, тем больше становилось талонов.
Начиная с 1989 года, население стало выплёскивать своё недовольство в забастовках. Наиболее известны и наиболее массовы шахтёрские забастовки в июле 1989 года. Начавшись с Кузбасса, они охватили почти всю отрасль в разных частях страны. К началу 1990 года экономические лозунги забастовщиков всё чаще стали дополняться политическими. Важную роль в этом играла "демократическая оппозиция", устанавливавшая с забастовщиками тесную связь. Недовольство народа наглядно показывало провал экономической составляющей Перестройки.

Внешняя политика.

Важный показатель для оценки любого руководителя государства внутри страны - это его внешняя политика. Во главе МИДа Горбачёв тоже поставил своего человека - Шеварднадзе.
Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе (1928 г.р.). Первое образование - медицинский техникум, второе - педагогический институт. Впрочем, это второстепенно, поскольку уже с 18 лет он пошёл по комсомольской линии. До самого 1985 года работал на родине - в Грузии, где последние 13 предперестроечных лет занимал пост первого секретаря ЦК Компартии. И во времена Советского Союза, и позже Шеварднадзе чутко держал нос по ветру, благодаря чему смог после развала Союза возглавить грузинское государство. Позже, уже в бытность его главой независимой Грузии, дипломаты и международные обозреватели именовали его не иначе, как "седым лисом".
Впрочем, внешняя политика Перестройки определялась не столько министром иностранных дел, сколько самим Горбачёвым. Всё опиралось на его идею "нового внешнеполитического мышления". Суть его сводилась к призыву отказаться от противостояния сверхдержав и противостояния систем в пользу решения общечеловеческих проблем. При этом Горбачев был готов идти на уступки, не требуя от противника равноценных действий.
Ядерные вооружения.
Основным направлением внешней политики было ядерное противостояние с США. Инициативы по разоружению Горбачев начал проявлять ещё в 1985 году (в частности, установив односторонний мораторий на испытания ядерного оружия, то есть отказ от таких испытаний).
Американцы пошли навстречу в 1987 году, когда удалось подписать договор о сокращении ракет средней и малой дальности (РСМД). Впервые от ограничения наращивания вооружений стороны переходили к их уничтожению. При этом СССР обязывался уничтожить вдвое больше оружия, чем США.
В том же 1987 году была принята новая военная доктрина Варшавского договора. Она предполагала одностороннее сокращение оружия до пределов "разумной достаточности".
Уже летом (31 июля) 1991 года СССР и США подписали договор СНВ-1 (о сокращении стратегических наступательных вооружений). Этот договор оговаривал не объём сокращаемых вооружений, а оставляемый объём - по числу как носителей, так и ядерных зарядов.
Прекращение конфликтов
. Помимо договоров с США, Горбачёв попытался нормализовать отношения и с другими государствами.
В феврале 1988-го начался вывод советских войск из Афганистана. Через год он закончился. Просоветский режим в Афганистане пал. В мае-июне 1989 года Горбачёв лично нанёс визит в Китай, согласившись для восстановления дружественных отношений на территориальные уступки.
В 1989 году по всей Восточной Европе прошла волна "бархатных революций". Только в Румынии бывший диктатор Чаушеску был повешен; в остальных странах Соцлагеря советская власть пала без сопротивления и кровопролития. СССР не только никак не вмешался, но и спешно вывел из Восточной Европы свои войска, размещенные там по прежним договорам. В феврале следующего, 1990 года, Горбачёв дал канцлеру ФРГ (им был Гельмут Коль) согласие на объединение Германии, которое и не замедлило произойти. Уход СССР из Восточной Европы был закреплён летом 1991 года, когда официально прекратили действовать Совет экономической взаимопомощи и Варшавский договор.
Итоги "нового мышления"
. В былые времена стратегические противники до упора торговались за пол-Берлина, а теперь за несколько лет СССР сдал все свои сферы влияния. Такая политика снискала Горбачёву очень тёплое отношение граждан стран Запада. Его показателем стала Нобелевская премия мира, вручённая Горбачёву в 1990 году. А во второй половине следующего, 1991 года, американцы со своими союзниками по НАТО провели операцию "Буря в пустыне", которая стала показателем нового мирового порядка. Войска НАТО самовольно вторглись в Ирак и разгромили иракскую армию. Советский Союз одобрил действия американцев. Мир стал однополюсным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: