Системно-ситуационная школа

Развитие фирм, а также экономических макро- и мегасистем к 60-м годам XX в. обнажило проблему учета их соотнесенностей и взаимосвязей в пространстве и во времени. Это явилось основой для соответствующих исследований, которые развились в концепции системного и ситуационного подходов в менеджменте.

Основная суть системного подхода заключается в рассмотрении совокупности элементов организации в виде целостной системы, которая, как их интегративная форма, обладает качествами, нехарактерными элементам. В такой постановке элементами системы фирмы являются ее производственные, маркетинговые, финансовые и другие подразделения. А в масштабах макроэкономики уже сама фирма рассматривается как элемент макросистемы, интегрирующей в новое качество множество фирм, инфраструктурных и иных формирований.

Развитие системного подхода явилось реакцией на возрастание роли учета взаимосвязей внутренних элементов организации (люди, фонды, структура, технологии, коммуникации и т.п.) в получении нового качества менеджмента. «В настоящее время системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, суть которой — формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды». В антикризисном управлении системный подход выступает базовой методологией в оценке состояния кризисной организации, прогнозировании развития событий и разработке решений по направлению их в заданное русло. Системный подход предполагает рассмотрение организации как целостной системы в меняющейся среде. Он требует учета складывающихся ситуаций, что особенно важно в организациях, находящихся в состоянии стресса.

Системно-ситуационный подход в антикризисном управлении предполагает осуществление мониторинга внутренней и внешней среды фирмы, экспресс-анализа состояния системы, составление прогнозов развития ситуации и разработку многовариантных управленческих решений, адекватных ее изменению.

Одной из разновидностей системно-ситуационного направления в менеджменте является маркетинговая концепция, которая в применении к кризисным организациям имеет некоторые особенности, обусловленные чрезвычайно высокой изменчивостью среды и острой дефицитностью ресурсов (прежде всего финансовых и временных).

В общем виде решение конкретных проблем антикризисного управления с позиций системно-ситуационного подхода предполагает выделение следующих компонент:

существо проблемы (в чем заключается основное несоответствие между равновесным и кризисным состоянием фирмы);

локализация проблемы (в какой сфере, области, отрасли, отделе фирмы проявляется основная часть кризисности);

кто «владеет» проблемой (какое отделение фирмы в наибольшей мере заинтересовано в устранении конкретного явления кризисности);

масштаб проблемы (насколько существенны для фирмы проявления конкретной кризисности);

временной график зарождения и динамики проблемы (когда возникла кризисность, как она развивалась во времени, каковы прогнозы ее дальнейшей динамики).

Исследование причин кризисности организации и разработку мероприятий по их преодолению удобно осуществлять методами анализа конкретных ситуаций. Выделяют следующие пять типов анализа конкретных ситуаций:

1) всесторонний (глубокое изучение ключевых проблем кризисности организации в совокупности ее внутренней и внешней сред);

2) специализированный (выделяется центральное проблемное звено кризисной организации и проводится его углубленное изучение);

3) инициативный (выбирается проблемный аспект или разрабатывается альтернативный вариант решения по выходу из кризиса);

4) «на выживание» (исследуются граничные параметры обеспечения неизменности системы кризисной организации);

5) интегрированный (привлечение информации о функционировании других организаций деловой среды, мезо- и макросистем).

Показанная выше стратификация проблемы кризисности и типизация анализа конкретных ситуаций может применяться как для фирмы в целом, так и для отдельных ее подразделений. Такой многоуровневый подход к анализу и разрешению проблемы кризисности организации позволит, с одной стороны, глубже и структурно четче разобраться в существе проблемы, с другой — вовлечь больше ресурсов разных уровней в ее разрешение на основе системно-ситуационных методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: