ССс
Коническая зубчатая передача.
Пространственные зубчатые передачи.
Косозубая эвольвентная передача.
Лекция №10
Это передача между параллельными осами (рис.10.1).
Рис.10.1
Состоит из двух колёс с винтовыми зубьями, профиль которых в торцевом сечении очерчен (как и у прямозубых колёс) по эвольвенте окружности. Нарезаются такие колёса по методу обкатки на тех же станках тем же инструментом, что и прямозубые колёса. Инструмент при этом разворачивается на угол наклона зуба на делительном диаметре d (рис.10.2). Углы на колёсах одинаковы, направление зубьев- противоположное (на рис.10.2 зубья имеют правое направление). Величина угла принимается обычно в пределах 10-20град. Колёса нарезаются без смещения инструмента (х1=х2=0).
Рис.10.2
Так как инструмент при нарезании разворачивается на угол наклона зуба на делительном диаметре d (рис.10.2), стандартный модуль и шаг pn зубьев получаются в нормальном сечении перпендикулярно линии зуба.
pn=m*π. Торцевой шаг pt= pn/ Cos =m*π/Cos.
|
|
Осевой щаг px= pn/ Sin =m*π/Sin.
Отсюда диаметр делительного (начального) цилиндра d= m*z/Cos.
Межосевое расстояние а =0,5 m*(z1+ z2)/Cos. За счёт изменения угла можно подбирать требуемое межосевое расстояние.
К достоинствам косозубой передачи следует отнести:
а) плавность, бесшумность хода. Зубья колёс входят в зацепление не сразу по всей ширине b, а постепенно от одного торца к другому. Передача используется как скоростная;
б) более высокая нагрузочная способность из-за наклонного положения зуба и большего коэффициента перекрытия. Здесь кроме торцевого перекрытия зубьев (как и в прямозубой передаче) есть и осевое перекрытие.
Соответственно = +.
Здесь:. = b/ px= b Sin / m*π.
Недостатком передачи является появление осевых усилий. Их нужно учитывать при конструировании и расчёте опор валов передачи.
В ответственных нагружённых передачах применяют шевронные колёса (рис.10.3).
В этом случае осевые усилия F a на опоры не передаются.
Рис.10.3
Служит для передачи вращения между пересекающимися осями (рис.10.4).
Рис.10.4
Передачу можно представить в виде двух начальных конусов, перекатывающихся друг по другу без скольжения.
Угол между осями колёс равен сумме углов начальных конусов
Σ=δ1+δ2 . Обычно используются ортогональные передачи, в которых Σ=90◦ (рис.10.5).
Рис.10.5
Так как скорости колёс в полюсе Р одинаковы,
i12 =(1/2)=(Z2/Z1) =Sin δ2/ Sin δ1.
Геометрия конических колёс в большой степени зависит от осевой формы зубьев. В современном машиностроении используются,в основном, прямозубые (рис.10.6) и колёса с круговыми зубьями (рис.10.7).
|
|
Конические прямозубые колёса нарезаются на зуборезных станках инструментом, в основу которого положен стандартный исходный профиль прямозубой рейки (рис.8.3). Размеры зубьев конических колёс уменьшаются от наружного торца к точке О (рис.10.8). Стандартными считаются размеры (шаг и модуль) по наружному торцу. Тогда делительные радиусы (рис.10.8):
r1=0,5mZ! , r2=0,5mZ2.
Рис.10.6
Рис.10.7
Рис.10.8
Конические передачи с круговыми зубьями имеют более плавноё зацепление и потому большую быстроходность и нагрузочную способность.
По сравнению с цилиндрическими конические передачи более трудоёмки в изготовлении и монтаже (например при сборке необходимо обеспечить совпадение вершин начальных конусов в точке О (рис.10.8).