Разделение властей
Взаимная ответственность государства и личности
Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему дозволено" - "Все, что не дозволено власти, ей запрещено".
Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол:
~ юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;
~ политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;
~ политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д.
На тех же правовых основаниях должна строиться ответственность личности перед государством.
Одним из важных признаков демократического государства является разделение властей. Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.
Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.
Идея о создании государственного механизма исключает сосредоточение власти в одних руках. Каждая из властей в государстве (законодательная, исполнительная,судебная) самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других.
"Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга", - утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье. Здесь речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где равновесие законодательной,исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие,но и взаимное ограничение ветвей власти в установленных правом пределах.
Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой«системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти — законодательной,что характерно, например, для Англии.
Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа,что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная — организовывать их выполнение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.
В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Это объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства,которое является функцией прежде всего правительства.
При этом важно то, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.
В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального»разделения: между федерацией и ее субъектами.
Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной)следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти;материальной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.
Этот признак правового государства является чрезвычайно важным конституционным принципом,отраженным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.
Права человека — это квинтэссенция правового государства, важнейший фактор в развитии общества в целом.Знаменитый софист Протагор (481—811гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последующих эпох формулу: «Мера всех вещей — человек». Со временем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.
В данной связи уместно вспомнить немецкого философа И. Канта (1724—1804 гг.),которого уже в первой трети XIX в. называли крупнейшим теоретиком правового государства. Канта отличает не политико-институциональное, а моральное обоснование права. Нормы позитивного законодательства в той мере являются правом, в какой они соответствуют разуму, дающему человеку законы свободы. Право регулирует взаимоотношения между индивидами, носителями свободной воли и, в конечном счете, выступает совокупностью условий, позволяющих совместить произвол(свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право, по Канту, не только формальное условие внешней свободы, но и сущностная форма его бытия. Порожденные разумом правила поведения Кант называет императивом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особенности Гегеля. Последний понимал эволюцию человечества как последовательное развитие свободы через преодоление произвола. Немецкой юриспруденции, да и не только ей, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие неразрывные и в какой-то степени тождественные категории. Эта версия правового государства несет в себе огромный либеральный потенциал.
В правовом государстве не должно быть места никаким патерналистским умонастроениям, согласно которым государство «одаривает» граждан некими правами и свободами. Естественные права человека на жизнь, на свободу, на собственность, на стремление к счастью принадлежат ему в силу самого факта рождения и являются самоочевидными априорными истинами. В демократическом правовом государстве они находят свое выражение в конституции. Кроме того, индивид является членом политического союза (государства) и в данном качестве выступает как гражданин. Отношения государства и гражданина должны строиться на твердых основах права и выступать как публично-правовые связи, предполагающие взаимное признание прав и свобод.
К числу иных важных признаков правового государства можно отнести: наличие развитого гражданского общества;создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона,установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.
Вопрос № 3. Предпосылки и условия формирования правового государства
Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.
В течение многих веков своего существования конструкция правового государства постепенно приобретала более формализованный,рациональный вид.
К конкретно-государственным институтам прилагался совершенно определенный критерий, подразумевающий признание за индивидом общезначимых, неотчуждаемых прав. Правовая государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных и государственных делах социальным целям личности.
Категории«общее благо», «высшая справедливость» в силу своей неопределенности уступают место как бы «классическим» признакам правового государства. Начало этому процессу, т. е. отказу от правового мифотворчества, положил известный государственный деятель, оратор,выдающийся юрист М.-Т. Цицерон.Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi).Причем, с его точки зрения, «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой в вопросах права и общностью интересов». В отличие от своих предшественников, Цицерон рассматривает государство не просто как выражение общего интереса, а как определенное правовое образование, как некий правопорядок. В основе права, по Цицерону, лежит справедливость, присущая не только природе в целом, но и человеческой в том числе. Физический и социальный мир, само человеческое бытие, душа и тело, микро- и макрокосмос — вот истинный источник права. Цицерон всячески приветствует политическую активность граждан, справедливо полагая, что при защите свободы нет частных лиц. Цицерон стоит у истоков юридизации государства, которая затем трансформировалась в конструкцию правового государства.
Теории верховенства закона, «господства права» отражали стремление двигаться к правовому государству. Однако даже в лучшие времена на практике еще никому не удавалось построить общество, в котором право и закон действительно бы господствовали.Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя,культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе,субъективными качествами людей. Оно, государство, может иногда приближаться к идеалу правового устройства, но всегда будет зазор между тем, что есть в действительности, и тем, к чему стремятся прогрессивные силы общества.
Только связанность правом характеризует государство как правовое, но достигнуть этого в абсолютной степени невозможно, так как государство обладает относительной самостоятельностью, так же как, впрочем, и право.
В СССР отсутствовали важные признаки правового государства. Конституция РФ в гл. 1.фиксирует, что Россия — правовое государство. Но это не осуществленная реальность, а скорее констатация пути движения, цели развития Российской Федерации.
Путь к становлению правового государства сложен и долог. Нужно создать необходимые предпосылки формирования правового государства. К ним относятся:
1. Обеспечение удовлетворительного, а в идеале хорошего, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».
2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.
3.Совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь.Усиление роли Конституционного суда.
4. Укрепление судебной системы, введение суда присяжных.
5. Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.
6. Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.
7. Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность.
8. Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.
9. Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.
Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства. К ним относятся:
а) Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень,никакому закону не подчиняющийся.
б) Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.
в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие,анархию.
г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.
Идея правового государства занимает достойное место в общецивилизационной гуманитарной мысли потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, т. е. определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным.
Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, среди которых можно назвать следующие: особенности исторического и культурного развития,демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права как универсального социального регулятора общественных отношений и связей. Вместе с тем сколь бы ни отличались версии правового государства, можно выделить некоторые общие черты, контуры этой политико-правовой модели, поскольку формирование и завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов в интересах граждан.
Вопрос№ 4. Особенности Российского правового государства
Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме12 декабря 1993 г.,конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен и демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.
Однако процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво.В России пока еще не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Более того, Конституция РФ сделала шаг назад по сравнению с ранее действовавшим Основным законом СССР:
а) законодательный процесс вновь стал недоступен для граждан, поскольку прекратилась телевизионная трансляция заседаний Государственной Думы;
6) население лишилось права отзывать депутатов, не оправдавших их доверия;
в) деятельность исполнительных органов власти фактически оказалась выведенной из-под общественного контроля.
Все еще не изжиты случаи нарушения принципа верховенства закона. Имеют место факты принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам.
Значительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется,действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения.
Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению действия федеральных законов.
Таким образом, для реального построения правового государства в России необходимо:
~ устранить рассогласованность в системе права, как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ — с другой; привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты — в соответствие с законами РФ);
~ преодолеть правовой нигилизм как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к праву;
~ усилить контроль за исполнением уже принятых законов;
~ устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией,путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан. Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.