Политическая система общества

Политическая система формируется на основе демократических законов для борьбы правовым конституционным путем за го­сударственную власть и для осуществления контроля, от имени граж­данского общества, за деятельностью функционирующего государст­ва. Политическая система в демократическом государстве, прежде всего, выступает в качестве механизма народовластия. Демократическое государство не только не ущем­ляет политические и иные интересы тех, кто борется за государст­венную власть, но и уважительно относится к движениям политиче­ских сил, само строго следит, чтобы политическая деятельность ве­лась в рамках конституции и законов. Однако вследствие того что само гражданское общество в условиях демократического государст­ва является правовым, через политическую систему к власти в прин­ципе могут прийти лишь такие политические силы, которые наиболее оптимально в последующем сумеют реализовать в обществе власть закона

ТЕМА 5. Государственный аппарат: понятие и принципы деятельности. Государственные органы и их классификация.

Термин «государственный аппарат» в отечественной юридической литературе употребляется в двух значениях. В широком смысле под «государственным аппаратом» понимается вся система органов государства и должностных лиц. В узком смысле под «государственным аппаратом» понимается подсисте­ма органов государственного управления - исполнительно-распорядитель­ный (профессионально-управленческий, «чиновничий») аппарат. Понятие «механизм государства» шире понятия «государственный аппарат». Кроме «государственного аппа­рата» в механизм государства входят и государ­ственные предприятия, государственная казна, выпуск государст­венных облигаций, золотой запас, государственные учреждения (Гойдман, Иванец). Государственные учреждения и государственные предприятия выступают как самостоятельные подразделения государства. При этом, однако, админи­страции этих предприятий и учреждений включаются в общую систему госу­дарственных органов. В РФ в систему органов государства не входят органы местного самоуправления.

Для государственного органа характерны следующие признаки:

- государственный орган, как и государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное образование;

- государственный орган есть элемент государства;

- государственный орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокупность элементов - подразделений государственного органа) и свою структуру (способ связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;

- государственный орган есть разновидность государственной организации;

- от других государственных организаций государственный орган отлича­ет то, что он наделен государственно-властными полномочиями;

- каждый государственный орган имеет свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать;

- в рамках своей компетенции государственный орган выступает от име­ни государства;

- каждый государственный орган имеет свои функции.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные, ключевые идеи и положения, ле­жащие в основе его построения и функционирования». К таким принципам в литературе относят: принцип приоритета прав человека; принцип законности и конституционности в организации и деятельно­сти государственного аппарата; принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государствен­ных органов; принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики; принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах; принцип иерархичности в построении и принцип субординации в дея­тельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и по­дотчетности нижестоящего органа вышестоящему; принцип координации в деятельности государственных органов, выра­жающийся в их взаимодействии «по горизонтали»; принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.

Уже древние рим­ляне пытались разделить власть на законодательную и исполнитель­ную. Это делалось для того, чтобы увести государственное управле­ние обществом от деспотизма, диктатуры монархов. Но наибольшее развитие теория разделения власти получила в эпоху просвещения.

ТЕМА 6. Форма государства и современные проблемы реализации элементов формы государства. Понятие формы государства

За «формой государства» никакого целостного явления нет:«форма государства», представляет собой набор основных параметров, которые представляются главными для характеристики государ­ства.

Традиционно на основе понятия «форма правления» проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсис­темы государства. Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений меж­ду частями государства, а также между центральными и местными органами. Понятие «политический режим» можно трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле под «политическим режимом» имеется в виду госу­дарственный режим — совокупность приемов и методов осуществления госу­дарственной власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимо­действием государственной власти с другими политическими силами и ин­ститутами общества. Политический режим в зависимости от политической ситуации в стране может: почти полностью определяться государством и, таким образом, практи­чески совпадать с государственным режимом; находиться под влиянием институтов граждан­ского общества.

Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.

Форма государственного устройства - это способ территориаль­ной организации государственной власти, который выражается в националь­но-государственном и административно-территориальном устройстве госу­дарства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Простым является унитарное государственное устройство.

Наиболее распространенной формой сложного государственного устрой­ства является федерация, которая представляет собой союзное государство.

Конфедерация - это «госу­дарственный союз государств».

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Для современного демократического режима (либерально-демократического), в основном, характерно: признание воли народа единственным источником государственной власти; осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость органов государственной власти; наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании и деятельности органов госу­дарственной власти (в форме прямого участия населения или на основе пред­ставительной демократии); широкий объем и реальное осуществление прав человека, экономичес­кая и политическая свобода личности; наличие официальных механизмов, обеспечивающих учет мнений и ин­тересов меньшинства населения, использование метода согласования при принятии решений; децентрализация государственной власти; политический плюрализм (отсутствие единой, обязательной для всех го­сударственной официальной идеологии, свободное формирование негосу­дарственных общественных объединений, конкуренция политических пар­тий и других политических сил); наличие легальной политической оппозиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: