Политическая система формируется на основе демократических законов для борьбы правовым конституционным путем за государственную власть и для осуществления контроля, от имени гражданского общества, за деятельностью функционирующего государства. Политическая система в демократическом государстве, прежде всего, выступает в качестве механизма народовластия. Демократическое государство не только не ущемляет политические и иные интересы тех, кто борется за государственную власть, но и уважительно относится к движениям политических сил, само строго следит, чтобы политическая деятельность велась в рамках конституции и законов. Однако вследствие того что само гражданское общество в условиях демократического государства является правовым, через политическую систему к власти в принципе могут прийти лишь такие политические силы, которые наиболее оптимально в последующем сумеют реализовать в обществе власть закона
ТЕМА 5. Государственный аппарат: понятие и принципы деятельности. Государственные органы и их классификация.
|
|
Термин «государственный аппарат» в отечественной юридической литературе употребляется в двух значениях. В широком смысле под «государственным аппаратом» понимается вся система органов государства и должностных лиц. В узком смысле под «государственным аппаратом» понимается подсистема органов государственного управления - исполнительно-распорядительный (профессионально-управленческий, «чиновничий») аппарат. Понятие «механизм государства» шире понятия «государственный аппарат». Кроме «государственного аппарата» в механизм государства входят и государственные предприятия, государственная казна, выпуск государственных облигаций, золотой запас, государственные учреждения (Гойдман, Иванец). Государственные учреждения и государственные предприятия выступают как самостоятельные подразделения государства. При этом, однако, администрации этих предприятий и учреждений включаются в общую систему государственных органов. В РФ в систему органов государства не входят органы местного самоуправления.
Для государственного органа характерны следующие признаки:
- государственный орган, как и государство в целом, есть определенное социальное, то есть общественное образование;
- государственный орган есть элемент государства;
- государственный орган представляет собой целостное образование -систему, имеющую свой состав (совокупность элементов - подразделений государственного органа) и свою структуру (способ связи элементов), то есть то, что, собственно, и делает государственный орган организацией;
|
|
- государственный орган есть разновидность государственной организации;
- от других государственных организаций государственный орган отличает то, что он наделен государственно-властными полномочиями;
- каждый государственный орган имеет свою, установленную законом, компетенцию (круг ведения), в рамках которой он и должен действовать;
- в рамках своей компетенции государственный орган выступает от имени государства;
- каждый государственный орган имеет свои функции.
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата в литературе понимают «наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования». К таким принципам в литературе относят: принцип приоритета прав человека; принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата; принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов; принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики; принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах; принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему; принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии «по горизонтали»; принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.
Уже древние римляне пытались разделить власть на законодательную и исполнительную. Это делалось для того, чтобы увести государственное управление обществом от деспотизма, диктатуры монархов. Но наибольшее развитие теория разделения власти получила в эпоху просвещения.
ТЕМА 6. Форма государства и современные проблемы реализации элементов формы государства. Понятие формы государства
За «формой государства» никакого целостного явления нет:«форма государства», представляет собой набор основных параметров, которые представляются главными для характеристики государства.
Традиционно на основе понятия «форма правления» проводится анализ высших (верховных) органов государственной власти как целостной подсистемы государства. Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами. Понятие «политический режим» можно трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле под «политическим режимом» имеется в виду государственный режим — совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества. Политический режим в зависимости от политической ситуации в стране может: почти полностью определяться государством и, таким образом, практически совпадать с государственным режимом; находиться под влиянием институтов гражданского общества.
Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.
Форма государственного устройства - это способ территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.
|
|
Простым является унитарное государственное устройство.
Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство.
Конфедерация - это «государственный союз государств».
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Для современного демократического режима (либерально-демократического), в основном, характерно: признание воли народа единственным источником государственной власти; осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость органов государственной власти; наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти (в форме прямого участия населения или на основе представительной демократии); широкий объем и реальное осуществление прав человека, экономическая и политическая свобода личности; наличие официальных механизмов, обеспечивающих учет мнений и интересов меньшинства населения, использование метода согласования при принятии решений; децентрализация государственной власти; политический плюрализм (отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, свободное формирование негосударственных общественных объединений, конкуренция политических партий и других политических сил); наличие легальной политической оппозиции.