Психология как наука об индивидуальности. Гуманистическая психология.
Психология как наука о психике и деятельности.
Представители: Выготский, Леонтьев, Рубинштейн.
Основные положения теории деятельности:
1. Сознание не замкнуто в самом себе. Оно проявляется (и формируется) в деятельности.
2. Инициирует деятельность не стимул, а субъект.
3. Деятельность имеет иерархическое строение.
Деятельность => Действия => Операции => Психофизиологические функции. ^ ^ || || Мотив => Цель |
Любая деятельность состоит из действий, действия – из операций, операции – из психофизиологических функций. Деятельность инициируется мотивом. Мотив принадлежит сознанию. Действия направляются конкретной целью, источник цели – мотив, но не все мотивы воплощаются в целях.
Основатели: Карл Роджерс, А. Маслоу. Базовая идея – вера в возможность реализации позитивного потенциала каждым человеком. Природа человека добра и конструктивна, неконфликтна. Человек – активное творческое существо, он свободен в выборе, строит сам свою жизнь и несет ответственность за этот выбор.
|
|
Структура личности.
Личность состоит из двух подструктур. «Я-реальное» – представление человека о самом себе. «Я-идеальное» – представление о себе идеальном – то, каким человек хочет или может быть. Соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным» определяет степень возможного роста.
Самоактуализирующаяся личность:
1. Вовлечена и предана какому-либо делу
2. Открыта новому опыту и умеет полагаться на себя.
3. Имеет осознанные жизненные цели и направлена на их достижение
4. Принимает себя и других такими, как они есть. Способна устанавливать теплые эмоциональные отношения с другими (возможно только если человек сам себя принимает таким как он есть).
5. Обеспокоена не только собой, но и благополучием других людей.
Потребности (более высокие достижимы только при выполнении низших)
1. Физиологические потребности (еда, сон)
2. Потребности в безопасности (в том числе – иметь жилище, работу)
3. Потребности в принадлежности и любви (иметь рядом кого-то близкого, находиться с другими людьми)
4. Потребности в самоуважении и достоинстве
5. Потребность в самоактуализации.
Методы психологических исследований
Психика – объект не материальный и изучать ее можно только косвенно (факты поведения, вегетативные реакции, результаты деятельности). При исследовании объекта, он может менять свое поведение в зависимости от действий исследователя. (Возможность искажения естественного хода процессов при наличии исследователя). Поскольку объектом исследования является человек, то необходимо соблюдать этические нормы. Простота внешних средств деятельности психолога предполагает сложные внутренние.