Характеристика системы образования в России
Образование как система есть совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, а также сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием.
Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по его достижению.
Вариативность предполагает предоставление образовательной системой возможности выбора образовательной траекторию. На практике вариативность реализуется в следующих аспектах:
· Разнообразие типов образовательных учреждений и их организационно-правовых форм.
· Вариативность содержания образования, которое предлагается различными видами образовательных учреждений.
· Разнообразие форм получения образования (очная, заочная, экстернат и т.п.).
· Вариативность организации педагогического процесса в образовательных учреждениях.
|
|
Гуманизация образования. Предполагает преобразование системы образования, а также всех компонентов педагогического процесса (целей, содержания, форм, методов, стиля взаимодействия между его субъектами) на основе взглядов, признающих ценность любого человека, его право на свободу, развитие и самореализацию.
Демократизация предоставляет определенные права и свободы обучающимся, педагогам, образовательным учреждениям.
Дифференциация образования – это выделение в образовании разнообразных образовательных траекторий и обеспечение условий для выбора каждым человеком индивидуальной образовательной траектории, в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями.
Гуманность педагогических взаимоотношений проявляется в особом уважительном и бережном отношении к ребенку, в готовности помогать и поддерживать его, проявлять заботу о его здоровье и благополучии. Гуманитаризация образования как часть его гуманизации предполагает расширение знаний о человеке, человечестве и человечности с целью развития духовного начала, формирования гуманитарной культуры личности.
Информатизация образования предполагает:
· Подготовку нового поколения к жизни в современных информационных условиях.
· Разработку и внедрение информационных технологий обучения.
· Педагогическое обоснование и развитие дистанционных форм образования.
· Внедрение новых технологий в организацию и управление образовательными системами.