IV. Дидактические и методические функции электронных средств обучения
Оценочно-констатирующий этап
Экспериментальный этап
Корректирующий этап
На первом этапе учителю следует постоянно проводить самоанализ эффективности применения ЭСО и фиксировать письменно рекомендации по совершенствованию организации работы с ним.
На втором этапе учителю предлагается провести обучение по отдельным темам учебного предмета в разных классах с использованием и без использования ЭСО.
На этом этапе следует оценить уровень знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся в таких классах на основе текущей успеваемости и контрольных заданий.
На третьем этапе учителю рекомендуется оценить результаты обучения.
Если в классах с использованием ЭСО уровень ЗУН выше, чем без использования, то следует применить данное ЭСО в постоянную практику учителя предметника.
Разработка и совершенствование электронных средств обучения ведется с самого начала применения компьютеров в образовании и осуществлялась на основе принципов программированного обучения.
|
|
Обучение в «цифровой школе»
За это время они эволюционировали от единичных программ, реализующих простые алгоритмы (построение графика тела, брошенного под углом к горизонту), до комплексных по своим педагогическим функциям электронных изданий образовательного назначения («электронный учебник» + контрольно-диагностический модуль + практикум / «виртуальная лаборатория» +...).
Обучение программированное – обучение по заранее составленной программе, выполняющей некоторые функции преподавателя (контроль, подсказка).
Программированное обучение основано на расчленении учебного материала и действий обучаемого и обучающего на небольшие порции и шаги, адекватно которым поступает информация об осуществлении обучаемым каждого шага (оперативная обратная связь) и использовании ее для изменения стратегии обучения; на приспособлении обучения к динамике усвоения знаний, умений и навыков каждым обучаемым (индивидуализация темпов обучения); на выполнении обучаемым функций управления процессом обучения. (Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006. – 88 с.)
Программирование содержания обучения:
§ линейное программирование;
§ разветвленная программа;
§ смешанная программа.
Пять критериев Скиннера:
§ инициирование постоянного контакта между программой и пользователем на основе множества вопросов (принцип интерактивности);
§ использование определенных методов конструирования тестов для определения глубины понимания учеником пройденного материала (принцип педагогического мастерства);
§ изложение содержания материала небольшими структурными частями (модульный принцип);
§ выведение подсказки в случае ошибки (принцип обратной связи);
§ закрепление каждого успешного шага некоторым поощрением (мотивационный принцип).