Права граждан в области охраны здоровья и виды медико-социальной помощи

Общие положения

Заключение

Права граждан в области охраны здоровья и виды медико-социальной помощи

Общие положения

План

Общеизвестно, что здоровье населения является наиболее зримым показателем социального благопо­лучия, нормального функционирования общества, важнейшей предпосылкой обеспечения безопасности любой страны.

К сожалению, основные демографические показа­тели в России в последнее время имеют тенденцию к ухудшению: естественная убыль населения состав­ляет около 1 млн. человек в год, а превышение смертности над рождаемостью характерно для по­давляющего большинства субъектов Федерации. Наибольшие потери наше общество несет от сердеч­но-сосудистых и инфекционных заболеваний, трав­матизма, отравлений.

В связи с этим охрана здоровья граждан в Россий­ской Федерации и оказание надлежащей медицин­ской помощи населению в настоящее время приобре­тают особое значение, так как от этого, по большому счету, зависит выживание нации.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую по­мощь. Медицинская помощь в государственных и му­ниципальных учреждениях здравоохранения оказы­вается гражданам бесплатно за счет средств соответ­ствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Государство гарантирует охрану здоро­вья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами РФ, консти­туциями и иными законодательными актами субъек­тов Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В целях реализаций права, декларированного Кон­ституцией РФ, принят ряд нормативных актов, важ­нейшим из которых являются Основы от 22 июля 1993 г. Указанный документ определяет основные принципы охраны здоровья граждан, соответствую­щие права человека и гражданина, обязанности госу­дарственных органов и медицинских учреждений.

Предоставление гражданам медицинской помощи и лечения," кроме того, регулируется законами РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», «О психиатрической помощи и гаранти­ях прав граждан при ее оказании», федеральными за­конами «О ветеранах», «О статусе военнослужащих» и рядом других актов.

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социаль­ного, культурного, научного, медицинского, санитар­но-гигиенического и противоэпидемического характе­ра, направленных на сохранение и укрепление физи­ческого и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, пре-

доставление ему медицинской помощи в случае утра­ты здоровья (ст. 10 Основ от 22 июля 1993 г.).

Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благопри­ятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доб­рокачественных продуктов питания, а также предос­тавлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здо­ровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объе­динениям, а также других обстоятельств.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются (ст. 2 Основ от 22 июля 1993 г.):

соблюдение прав человека и гражданина в обла­сти охраны здоровья и обеспечение связанных с эти­ми правами государственных гарантий;

приоритет профилактических мер в области ох­раны здоровья граждан;

доступность медико-социальной помощи;

социальная защищенность граждан в случае ут­раты здоровья;

ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организа­ций независимо от формы собственности, должност­ных лиц за обеспечение прав граждан в области охра­ны здоровья.

В соответствии с Основами от 22 июля 1993 г. граждане России имеют следующие права в области охраны здоровья:

1) на регулярное получение достоверной и своевре­менной информации о факторах, способствующих со­хранению здоровья или оказывающих на него вред­ное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и пра­вилам и др.;

на медико-социальную помощь, которая включа­ет профилактическую, лечебно-диагностическую, ре­абилитационную, протезно-ортопедическую и зубопро­тезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвали­дами, включая выплату пособия по временной нетру­доспособности. Медико-социальная помощь оказыва­ется медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государствен­ной, муниципальной и частной систем здравоохране­ния, а также в учреждениях системы социальной за­щиты населения;

на бесплатную медицинскую помощь в государ­ственной и муниципальной системах здравоохране­ния в соответствии с законодательством РФ и субъек­тов Федерации;

на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ;

на льготное обеспечение протезами, ортопеди­ческими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными спе­циальными средствами. Категории граждан, имею­щих это право, а также условия и порядок их обеспе­чения льготной протезно-ортопедической и зубопро­тезной помощью определяются Правительством РФ;

на медицинскую экспертизу, в том числе неза­висимую, которая производится по их личному заяв­лению в специализированных учреждениях;

на пособие при карантине в случае отстранения работающих граждан от работы санитарно-эпидемио­логической службой вследствие заразного заболева-

ния лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в ус­тановленном законом порядке недееспособными, по­собие выдается одному из родителей (иному законно­му представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством РФ;

на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению работающего гражданина без предъявления медицин­ского документа, удостоверяющего факт заболевания;

на получение в доступной форме имеющейся информации о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии забо­левания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах меди­цинского вмешательства, их последствиях и резуль­татах проведенного лечения. Информация, содержа­щаяся в медицинских документах гражданина, со­ставляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, пре­дусмотренным законодательством;

дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенси­онеры, занимающиеся физической культурой, — пра­во на бесплатный медицинский контроль;

работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, — право на обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Оказание медицинской помощи (медицинское ос­видетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, стра­дающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми пси­хическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в по­рядке, установленных законодательством.

Основами от 22 июля 1993 г. предусмотрены спе­циальные права отдельных категорий (групп) населе­ния (граждан) в области охраны здоровья:

семьи;

беременных женщин и матерей;

несовершеннолетних;

военнослужащих;

граждан пожилого возраста, инвалидов;

граждан, пострадавших при чрезвычайных си­туациях;

лиц, отбывающих наказание.

В частности, военнослужащие имеют право на ме­дицинское освидетельствование для определения год­ности к военной службе и досрочное увольнение с во­енной службы на основании заключения ВВК.

Граждане, подлежащие призыву на военную служ­бу и поступающие на службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских про­тивопоказаниях для ее прохождения и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Положение о военно-врачебной экспертизе утверж­дено постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. № 390.

В случае несогласия с заключением ВВК военно­служащие, граждане, подлежащие призыву на воен­ную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на производство независи­мой медицинской экспертизы и (или) обжалование заключений ВВК в судебном порядке.

Военнослужащие, граждане, подлежащие призы­ву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение ме­дицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. По­рядок организации медицинской помощи военнослу­жащим устанавливается законодательством РФ, нормативными актами Минобороны России и других фе­деральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Гарантией осуществления медико-социальной по­мощи гражданам является предоставление основных видов медицинского обслуживания:

первичной медико-санитарной помощи;

специализированной медицинской помощи;

медико-социальной помощи гражданам, страда­ющим социально значимыми заболеваниями;

медико-социальной помощи гражданам, страда­ющим заболеваниями, представляющими опасность

• для окружающих.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает следующее: лечение наиболее распростра­ненных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигие­нических и противоэпидемических мероприятий, ме­дицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохране­ния и санитарно-эпидемиологической службы. Ее объем устанавливается местной администрацией в со­ответствии с территориальными программами обяза­тельного медицинского страхования.

Скорая медицинская помощь оказывается граж­данам при состояниях, требующих срочного меди­цинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболе­ваниях). Она осуществляется безотлагательно лечеб­но-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и

формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде пер­вой помощи по закону или по специальному правилу.

Специализированная медицинская помощь оказы­вается гражданам при заболеваниях, требующих спе­циальных методов диагностики, лечения и использо­вания сложных медицинских технологий.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Пра­вительством РФ (туберкулезом, диабетом и т. п.), оказывается медико-социальная помощь и обеспечи­вается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.

Медико-социальная помощь гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Прави­тельством РФ, оказывается бесплатно в предназначен­ных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Гражданам РФ в рамках Программы государствен­ных гарантий оказания бесплатной медицинской по­мощи, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096 (с последующими изм. и доп.), бесплатно предоставляются:

а) скорая медицинская помощь при состояниях,
угрожающих жизни или здоровью гражданина или
окружающих его лиц, вызванных внезапными забо­леваниями, обострениями хронических заболеваний,
несчастными случаями, травмами и отравлениями,
осложнениями беременности и при родах;

б) амбулаторно-поликлиническая помощь, вклю­чая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению, включая наблюде­ние здоровых детей), диагностике (в том числе в ди­
агностических центрах) и лечению заболеваний как в
поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах и в стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений); в) стационарная помощь:

при острых заболеваниях и обострениях хрони­ческих болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, кругл осу точного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим по­казаниям;

при патологии беременности, родах и абортах;

при плановой госпитализации с целью проведе­ния лечения и реабилитации, требующих круглосу­точного медицинского наблюдения, в том числе в дет­ских и специализированных санаториях;

при плановой госпитализации с целью проведе­ния лечения и реабилитации, не требующих кругло­суточного медицинского наблюдения, в стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больнич­ных учреждений.

Условия и порядок предоставления медицинской помощи населению определяются Министерством здравоохранения РФ по согласованию с ФФОМС.

Важной составной частью медицинского обслужи­вания является лекарственная помощь населению. Отношения, возникающие в связи с разработкой, про­изводством, изготовлением, доклиническими и клини­ческими исследованиями лекарственных средств, кон­тролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами и иными дей­ствиями в сфере обращения лекарственных средств, ре­гулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

При лечении в стационарных лечебных учрежде­ниях (больницах, клиниках, госпиталях и т. д.) ле­карства выдаются бесплатно независимо от продол­жительности лечения.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 утверждены перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении

которых лекарственные средства и изделия медицин­ского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой. Так, все лекарствен­ные средства отпускаются бесплатно следующим ка­тегориям граждан: участникам гражданской и Вели­кой Отечественной войн; инвалидам Великой Отече­ственной войны и приравненным к ним по льготам инвалидам; родителям и женам военнослужащих, по­гибших при защите страны; Героям СССР, Героям РФ, полным кавалерам ордена Славы; бывшим несо­вершеннолетним узникам концлагерей; детям в воз­расте до трех лет, а также детям из многодетных се­мей в возрасте до шести лет; инвалидам I группы, не­работающим инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; гражданам, подвергшимся воз­действию радиации вследствие чернобыльской катас­трофы, и др. В перечень заболеваний, при которых бесплатно оказывается лекарственная помощь, входят следующие: церебральный паралич; ВИЧ-инфициро­вание (СПИД); онкологические заболевания; туберку­лез; бронхиальная астма; диабет; инфаркт миокарда (первые шесть месяцев) и некоторые другие.

Порядок льготного отпуска лекарственных средств установлен постановлениями Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. № 393 и от 17 июля 1995 г. № 710. Кроме того, отношения в данной области регулируют­ся законодательством субъектов Федерации. В каче­стве примера можно привести Закон Санкт-Петербур­га от 30 декабря 1997 г. «О лекарственном обеспече­нии льготных категорий жителей Санкт-Петербурга». Инструкция о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них и Порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учрежде­ниях (организациях) утверждены приказом Минздра­ва России от 23 августа 1999 г. № 328. Перечень ле­карственных средств, отпускаемых без рецепта вра­ча, утвержден приказом Минздрава России от 19 июля 1999 г. № 287 и введен в действие сроком на пять лет с 1 октября 1999 г.

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, на­личие которого обязательно для аптечных учреждений (в качестве его составной части предусматривается пе­речень жизненно необходимых и важнейших лекар­ственных средств), разрабатывается и утверждается Минздравом России по согласованию с Минэкономраз­вития России и Минфином России. В настоящее время действует Перечень, утвержденный приказом Мин­здрава России от 26 января 2000 г. № 30.

На отдельные виды лекарственных препаратов цена устанавливается или регулируется государ­ством. Так, Правительством РФ утвержден государ­ственный реестр цен на лекарственные средства, ко­торый систематически пересматривается.

Санаторно-курортное лечение также служит делу охраны здоровья граждан и тесно связано с медицин­ской помощью. Однако оно является самостоятель­ным видом социального обеспечения и предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курорт­ное лечение бесплатно или со скидкой.

В настоящее время действующим законодатель­ством предусмотрен весьма обширный круг лиц, име­ющих право на льготное санаторно-курортное обеспе­чение (этим лицам путевки в санатории и другие оздоровительные учреждения предоставляются бес­платно, со скидкой или в преимущественном поряд­ке). К ним относятся следующие категории:

граждане пожилого возраста по медицинскому заключению;

инвалиды, в том числе дети-инвалиды в возрас­те от трех до 16 лет и инвалиды I группы, имеющие право на получение второй путевки на сопровождаю­щего их лица (ст. 29 Федерального закона «О соци­альной защите инвалидов в Российской Федерации»);

инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях других государств, граждане, работавшие в блокад­ном Ленинграде, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечествен­ной войны и ветеранов боевых действий (ст. 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона «О ветеранах»);

Герои Советского Союза, Герои России и полные кавалеры ордена Славы (ст. 4 Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федера­ции и полных кавалеров ордена Славы»);

Герои Социалистического Труда и полные кава­леры ордена Трудовой Славы (ст. 2 Федерального за­кона «О предоставлении социальных гарантий Геро­ям Социалистического Труда и полным кавалерам ор­дена Трудовой Славы»);

доноры крови и ее компонентов (ст. 10, 11 За­кона РФ «О донорстве крови и ее компонентов»);

лица, подвергшиеся радиации вследствие катас­трофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (ст. 14, 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воз­действию радиации вследствие катастрофы на Черно­быльской АЭС»);

лица, занятые на работах с химическим ору­жием (ст. 8 Федерального закона «О социальной за­щите граждан, занятых на работах с химическим оружием»);

реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий (ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»);

военнослужащие и члены их семей (ст. 16 Фе­дерального закона «О статусе военнослужащих»);

сотрудники органов внутренних дел (ст. 54 По­ложения о службе в органах внутренних дел Россий­ской Федерации);

ряд других категорий граждан.

Порядок предоставления льготного санаторно-ку­рортного лечения и финансирования соответствую­щих расходов регламентируется постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федераль­ных органов исполнительной власти и ФСС РФ.

Отдельным категориям из числа лиц, перечислен­ных выше, вместо предоставления путевок предусмат­риваются компенсационные выплаты один раз в год (например, «чернобыльцам») или один раз в два года (инвалидам из числа ветеранов).

Кроме того, инвалидам I и II групп, детям-инвали­дам, лицам, подвергшимся радиации, Героям СССР и РФ, а также некоторым другим категориям граждан предоставляется право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно или на проезд с 50% скидкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: