Учитель организует уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке следующим образом:
Целеполагание.
· Цель должна идти от ученика, а не для ученика.
· На разноуровневом занятии единая цель должна быть расписана по целям для каждого из 3 уровней.
· Каждая цель должна быть сформулирована через результаты деятельности учащегося: учащийся сможет знать...; понимать...; уметь...; описывать...; использовать...; выполнять...; предлагать...; оценивать... и т.д.
Содержание.
· Необходимо разводить содержание темы урока по уровням усвоения информации, для каждого уровня в отдельности (согласно поставленным ранее целям).
· Один уровень от другого должен отличаться глубиной изучаемого материала, а не включением в него новых тем, разделов и т.д.
· Урок состоит из четырех основных этапов: опрос, изложение нового материала, закрепление, контроль. Объяснение нового на разноуровневом уроке ведется исключительно на втором уровне, а все остальные этапы - на трех уровнях (кроме урока типа - изложение нового материала).
|
|
Организация деятельности.
На уроке учитель излагает материал на втором уровне всему классу, объясняя, выделяя, делая особый акцент на том, что надо усвоить для первого уровня (минимума). Затем идет закрепление: фронтальная самостоятельная работа (с частичным выбором уровня заданий).
Далее учитель переходит к закреплению в режиме «диалога», привлекая группу детей П-Ш уровня для выполнения заданий с учащимися I уровня (добиваясь безусловного усвоения первого уровня и стимулируя переход к второму).
Третий уровень предполагает дополнения к объяснению, обобщающее повторение, индивидуальные самостоятельные задания учащимся. При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий.
Выделяются три варианта уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий.
Первый вариант точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий - заданий из вспомогательной учебно-методической литературы. Выбор уровня изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта (II уровень) решать вопросы I и III уровней. Для этого используются следующие формы организации занятий: работа по группам, работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь па уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».
|
|
Оценка эффективности ТРО. Преимущества разноуровневого обучения в условиях внутренней дифференциации обоснованы исследователями, которые видят его достоинства в следующем:
1. Предлагая всем учащимся одинаковый объем материала по своему предмету, педагог устанавливает различные уровни требовании к его усвоению, а, следовательно, создает условия для продвижения каждой группе в соответствующем темпе обучения.
2. Каждый учащийся сам выбирает свой уровень обучения на каждом уроке, иногда не совсем объективно, но всегда переживая чувство ответственности за сделанный выбор и желание работать на следующем, более высоком уровне, что развивает мотивацию к обучению, постепенно формирует адекватную самооценку и способность к самоопределению.
3. Изложение материала учителем всегда ведется, на высоком уровне (не ниже второго), что поддерживает учебный процесс на высоком интеллектуальном уровне и создает условия для развития каждого учащегося в зоне ближайшего развития.
4. Уровень обучения выбирается учеником самостоятельно, что снимает возможные педагогические проблемы во взаимоотношениях учителя и учащегося.
Недостатки при реализации ТРО связаны прежде всего с ее недостаточной разработанностью на уровне конкретных предметных технологий:
· не определено содержание разноуровневого обучения по каждому предмету;
· недостаточно разработана система разноуровневых заданий, определены общие и специфичные для каждого предмета принципы их построения, необходимые учителю для владения технологией и методикой их конструирования ТРО по предмету;
· недостаточно разработаны формы и методы разноуровневого обучения, способы конструирования разноуровневого урока по разным предметам;
· требуется дальнейшая разработка форм и методов контроля в условиях разноуровневого обучения, в частности, тестов, позволяющих объединить педагогические (тесты достижений) и психологические (тесты интеллекта), способы диагностики уровня обученности и развития учащихся.