Особенное значение в решении проблем профилактики девиантного поведения приобретает процесс организации уличной игровой деятельности и подготовки уличных агротехников из числа волонтеров. Волонтер должен помнить что организация игровой деятельности на улице имеет определенную специфику, а именно:
̶ значительно повышаются требования к гарантированности безопасности детей и подростков (прежде за вчсе при организации игровой деятельности на улицах большого города и на асфальтированных площадках, спортивных игр, игр-эстафет но др.);
̶ круг игроков изменяется, что требует от ігротехніка постоянной импровизации, мобильности действий;
̶ волонтер, который работает на улице, как организатор уличной ігорової деятельности должен быть готовым к вмешательству (иногда нежелательного) в ход игры представителей разных социальных групп;
̶ выбор игр во многом определяется погодными условиями;
̶ уличная игротека предусматривает наличие большого количества яркого инвентаря, оборудования;
̶ уличная игротека может происходить в то же время на нескольких площадках, потому нуждается в большем количестве агротехников;
̶ содержание, процесс проведения такой игротеки должно быть направленным на привлечение детей и молодежи к последующей совместимой общественно полезной деятельности, на пропаганду здорового способа життя.є
Волонтер, который работает на улице, должен придерживаться правил техники безопасности при работе:
̶ работать в паре и у пролі зрения коллег;
̶ не одевать украшения и драгоценности;
̶ одежда должна быть удобной и многофункциональной;
̶ придерживаться правил дорожного движения;
̶ о времени выхода на работу и окончание ее сообщать социальным работникам, коллегам и диспетчеру службы.
В состав мобильной группы уличной социальной работы входят и волонтеры районных социальных служб для молодежи:
̶ информационные волонтеры;
̶ волонтеры-игротехники;
̶ группа технического обеспечения.
̶ Обязанности информационных волонтеров:
̶ установление первичного контакта в условиях уличного пространства с клиентами уличной социальной работы;
̶ предоставление позитивной информации о работе социальных служб для молодежи детям, подросткам и их родителям;
̶ распространение информационно-раздаточного материала профилактического содержания среди клиентов уличной социальной работы;
̶ предоставление информации представителям СМИ о конкретных мера уличного социального направления;
̶ проведення анкетирования и социологических опросов для участников уличных социальных мероприятий.
̶ Обязанности волонтеров-игротехников:
̶ организация и проведение игровой деятельности в условиях уличного пространства с учетом вековых особенностей клиентов;
̶ привлечение детей и подростков к активным формам проведения досуга;
̶ соблюдение норм психологической и физической безопасности клиентов уличной социальной работы;
̶ предоставление в случае потребности первой медицинской помощи;
̶ соблюдение этических норм поведения и пропаганда здорового образа жизни;
̶ налаживание хороших отношений с клиентами уличной социальной работы и предоставления им позитивной информации о работе социальных служб.
В волонтерскую группу технического обеспечения входят лица, которые отвечают за обеспечение порядка, соблюдения правил дорожного движения, связь между организаторами и исполнителями акции, музыкальное, эстетичное оформление места проведения уличного мероприятия и работу транспорта.
Игротека на улице – это комплекс игр, которые предлагаются объектам и клиентам уличной социальной работы с целью создания условий для содержательного досуга, пропаганды здорового образа жизни (спортивные игры, настольные игры, игры-аттракционы, музыкальные игры, танцевальные игры, рольові игры, интеллектуальные игры).
Игровая программа – более сложная форма организации игровой деятельности в условиях уличного пространства, которая предусматривает наличие единственной темы, идеи и проблемы (в данном случае социальной направленности), связанная логикой или определенной сюжетной линией и построенная в соответствии с законами композиции (станционная игровая программа, театрализующая игровая программа, тематическая игровая программа, игровая акция, уличный игротеатр).
Специфика игровой деятельности в системе социальнопедагогической работы заключается в профилактической, превентивной направленности игры как средству организации содержательного досуга, предотвращения асоциального поведения детей и подростков. Целью таких игр может быть как непосредственное развитие качеств личности, так и демонстрация творческого состояния участников, их позиций и возможных перспектив развития. Проигрывание ситуаций, привлечения участников игры к ситуации выбора является реальным путем развития творческой личности. Игра является одним из инструментов в арсенале социального работника еще и потому, что ее можно применять с целью диагностики, психокорекції межличностных отношений. Кроме того, игра высвобождает участника духовно и физически и снимает напряженность, дает ощущение радости от преодоления можливіих трудностей, преград.
Психолого-педагогические условия применения игры:
̶ определение творческого потенциала игры. Игротехник должен представлять целесообразность данной игры для определенного периода развития личности ребенка или молодого человека;
̶ определение места и времени проведения, количества участников, которое зависит от условий проведения и творческого характера игры;
̶ обеспечение комфортности и естественности игры. Игра должна быть желаемой, приятной и удобной для участников;
̶ учет вековых и анатомо-физиологических свойств участников игры;
̶ защита человеческого достоинства, морального самочувствия каждого участника игры.
̶ определение места игротехника во время проведения игры;
̶ целеустремленное распространение прав участников игры.
Использование игры в системе социальной работы является ярким примером сочетания приятного творческого удовлетворения от эмоциональной, вдохновенной деятельности воспитанников с важным делом развития личности, формирования ее качеств.