Сущность, назначение и необходимость налогов

Региональная структура Министерства финансов Украины

Размежевание полномочий и функций между органами Министерства финансов осуществляется по региональному принципу. Так, Министерство финансов Автономной Республики Крым составляет и выполняет Республиканский бюджет, областные финансовые управления - областные бюджеты, районные и городские финансовые отделы - районные и городские бюджеты.

Региональные финансовые органы имеют систему двойного подчинения. Вертикально они подчинены соответствующему финансовому органу (например, районные финансовые отделы - областному финансовому управлению). Горизонтально финансовые органы подчинены местным органам управления, т.е. входят в состав соответствующих государственных администраций.

Государственная контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля. Во-первых, она осуществляет ревизии финансовых органов по вопросам составления и выполнение бюджета. Во-вторых, она является органом государственного контроля за эффективным и целевым использованиям бюджетных ассигнований непосредственно у распорядителей бюджетных средств. В-третьих, контрольно-ревизионная служба проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций государственного сектора. Контрольно-ревизионная служба имеет региональную структуру, идентичную системе Министерства финансов.

Государственное казначейство создано с целью обеспечения полного и своевременного выполнения Государственного бюджета. Поскольку объекты финансирования из центрального бюджета государства расположены на всей территории страны, то осуществлять их обслуживание из единого центра вконец сложно. Казначейство имеет такую самую региональную структуру, как и Министерство финансов. Размежевание полномочий между региональными органами в части финансирования расходов осуществляется за признаками важности того или другого объекта финансирования и места его расположение.

Государственная налоговая администрация организовывает взыскание налогов и контроль за соблюдением налогового законодательства. На нее положенные такие основные функции:

— разработка проектов налогового законодательства;

— проводка массово-разъяснительной работы среди налогоплательщиков;

— учет налогоплательщиков и поступлений их в бюджет;

— контроль за правильностью исчисления налогов и других обязательных платежей и своевременностью их уплаты;

— наложение штрафных санкций и административных взысканий на нарушителей налогового законодательства;

— международное сотрудничество в сфере налогообложения.

Региональная структура налоговой администрации аналогичная системе Министерства финансов. Высшим ее звеном есть Главная государственная налоговая администрация. Она разрабатывает проекты налогового законодательства и организовывает налоговую работу и деятельность налоговых органов в стране. Региональными органами являются налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и налоговые инспекции в районах и городах областного подчинения. Налоговые администрации в областях и городах с районным делением выполняют организационные и консультационные функции. Непосредственную налоговую работу ведут налоговые инспекции в районах и городах (без районного деления). Они осуществляют учет всех плательщиков, которые находятся на данной территории и контролируют их расчеты с бюджетом.

Счетная палата Украины создана с целью осуществления вневедомственного контроля за составлением и выполнением бюджета государства, анализа бюджетной политики государства, контроля в сфере государственного кредита. Она играет роль экспертного органа, делая соответствующие выводы и давая рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления. Счетная палата может проводить также ревизионную работу в разных звеньях финансовой системы. Однако, в отличие от контрольно-ревизионной службы, которая осуществляет детальный контроль за полным соблюдением финансового законодательства, Счетная палата осуществляет контроль из позиций макроэкономического финансового регулирования и дійовості финансовой политики.

Аудиторская палата, хотя и не является финансовым органом, организовывает независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физический лицам на право осуществления аудиторской деятельности и контролирует соблюдение требований законодательства из аудиторского контроля.

Аудиторские фирмы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и дают свои выводы относительно законности и правильности осуществления финансовых операций, соответствия ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, достоверности финансовой отчетности. Аудиторский контроль имеет за цель предоставления консультативной помощи, по его результатам не принимаются решение о наложении штрафных санкций и административных взысканий. Вместе с тем аудиторские фирмы несут ответственность за правильность аудиторского вывода, поскольку после их проверок налоговая и финансовая отчетность проверяется соответствующими органами финансового контроля.

Национальный банк Украины є основным финансовым учреждением в сфере денежного рынка. Именно он осуществляет эмиссию денег, которые являются инструментом финансовых отношений, и регулирует денежное обращение в стране. Важная задача Национального банка - организация эффективного функционирования кредитной системы. Он проводит регистрацию коммерческих банков и выдает лицензии на отдельные виды банковских операций (например, валютные операции). Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков с помощью установления экономических нормативов (минимального размера уставного фонда, показателей ликвидности и платежеспособности и др.) и размеров обязательных резервов. Важная его функция в банковской системе - обеспечение проводки межбанковских расчетов и кредитование коммерческих банков, т.е. он является банком банков.

Национальный банк проводит значительную работу по обслуживанию правительства. Он выполняет агентские услуги по размещению государственных ценных бумаг и обслуживание государственного долга, организовывает кассовое выполнение бюджета, проводит международные расчеты государства. Национальный банк осуществляет валютное регулирование и определяет официальные курсы валют или валютные коридоры.

Коммерческие банки формируют банковскую систему и выполняют такие основные функции: аккумуляция временно свободных средств юридических и физический лиц; проводка безналичных расчетов; кассовое обслуживание наличного обращения; кредитование; агентские и другие услуги клиентам банка. В условиях рыночной экономики коммерческие банки представляют собой сердцевину финансовой системы, выполняя роль кровеносной сети в экономике. Концентрируя значительную массу финансовых ресурсов и направляя кредитные потоки, они играют ведущую роль в развитии каждой страны. Поэтому экономическая и финансовая мощь страны определяется прежде всего потенциалом ее банковской системы.

Различают два типа коммерческих банков: универсальные и специализированные. Универсальные осуществляют все виды банковских операций. Специализированные банки проводят только отдельные виды операций или обслуживают определенные области. Большинство банков в Украине являются универсальными. К специализированным банкам относятся сберегательные, инвестиционные, ипотечные и другие виды банков.

По форме собственности различают государственные, акционерные и частные банки. Однако независимо от формы собственности коммерческие банки являются субъектами предпринимательской деятельности, которую они осуществляют на основе коммерческого расчета.

Межбанковская валютная биржа проводит торги с купів- лі-
продажи иностранных валют. Цены, которые формируются на этой бирже, характеризуют рыночный курс валют, т.е. тот, который составляется под влиянием спроса и предложения как на национальную, так и на иностранные валюты. Кроме того, операции с купів- лі-
продажи валют осуществляются на межбанковском валютном рынке.

Страховые компании заключают соглашения на страхование, принимают страховые платежи и выплачивают страховые возмещения, инвестируют временно свободные средства. Они разрабатывают формы, виды и условия страхования, устанавливают размеры страховых тарифов.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку организовывает функционирование рынка ценных бумаг. Она проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их кругооборот. Обеспечивает формирование инфраструктуры рынка, выдает лицензии финансовым посредникам, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Комиссия контролирует деятельность субъектов рынка ценных бумаг - эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, фондовых бирж - согласно действующему в этой сфере законодательству.

Фондовая биржа проводит операции с ценными бумагами. Основное ее назначение - организация функционирования вторичного рынка. Однако, с одной стороны, через нее может осуществляться и первичное размещение ценных бумаг, а с другой стороны, и вторичный рынок может функционировать вне биржи. В связи с этим различают биржевое и внебиржевое обращение ценных бумаг.

Выступая центром торговли ценными бумагами, фондовая биржа является индикатором деловой активности и проводит котировка акций. Этим создается система независимой и довольно объективной оценки деятельности акционерных обществ. Поэтому бюллетени фондовых бирж сыграют сильное важное значение в функционировании финансовой системы и экономики страны.

На рынке ценных бумаг важную роль выполняют финансовые посредники. По доверенности эмитентов они осуществляют выпуск и размещения ценных бумаг на финансовом рынке, а также проводят операции по купле ценных бумаг на основании соглашений с инвесторами. Деятельность финансовых посредников основывается на их інформованості и глубоких знаниях рынка ценных бумаг.

Пенсионный фонд создан с целью аккумуляции и рационального размещения средств, предназначенных для пенсионного обеспечения. Он выполняет функции начисления пенсий и осуществление их выплат. Пенсионный фонд как орган управления имеет соответствующие полномочия из контроля за полнотой и своевременностью уплаты взносов предприятий к фонду.

Фонды социального страхования и Украинская государственная инновационная компания выполняют аналогичные функции относительно соответствующих целевых фондов.

Основные сроки и понятия:

¾ финансы; ¾ финансовые отношения; ¾ объекты финансовых отношений; ¾ субъекты финансовых отношений; ¾ финансовая деятельность; ¾ денежные потоки; ¾ финансовые противоречия; ¾ модель финансовых отношений; ¾ функции финансов; ¾ распределительная функция финансов; ¾ контрольная функция финансов; ¾ первичное распределение; ¾ первичные доходы; ¾ перераспределение; ¾ вторичные доходы; ¾ финансовый контроль.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается внутреннее содержание финансов?

2. Какая форма проявления финансовых отношений?

3. Что такое финансовая деятельность?

4. Что является инструментом финансовых отношений?

5. Какие финансовые категории являются исходными?

6. Что є объектами финансовых отношений?

7. Кто є субъектами финансовых отношений?

8. Чем характеризуется нормальная финансовая ситуация?

9. Какой характерный признак кризисной финансовой ситуации?

10. В чем заключается сущность финансовых противоречий?

11. Которые существуют способы решения финансовых противоречий?

12. Какие характерные признаки финансов?

13. В чем заключается роль финансов в обществе?

14. В чем сущность модели финансовых отношений в обществе?

15. Чем характеризуется финансовая модель рыночной экономики?

16. Какие признаки финансовой модели административной экономики?

17. В чем заключаются преимущества и недостатки американской, скандинавской и западноевропейской финансовых моделей?

18. На чем основывается выбор финансовой модели?

19. В чем заключается сущность и механизм действия распределительной функции финансов?

20. Чем выражается сущность и значения контрольной функции финансов?

Основные сроки и понятия:

— финансовая система; — сфера финансовых отношений; — звено финансовой системы; — финансы субъектов хозяйствования; — государственные финансы; — международные финансы; — финансовый рынок; — страхование; — бюджет государства; — фонды целевого назначения; — государственный кредит; — международные расчеты; — международные финансовые учреждения; — рынок денег; — рынок капиталов; — рынок ценных бумаг; — кредитная система; — банковская система; — финансовые органы; — финансовые учреждения.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой финансовая система за внутренней структурой?

2. Какая организационная структура финансовой системы?

3. Что такое сфера финансовых отношений?

4. Что отображает нивки финансовой системы?

5. Что отображают финансы субъектов хозяйствования?

6. Какой состав государственных финансов и что они характеризуют?

7. Что включают международные финансы?

8. Что такое финансовый рынок, которые его структура и роль?

9. Что такое финансовые органы и финансовые учреждения?

10. Какой состав и функции финансовых органов Украины?

11. Какие финансовые учреждения функционируют в Украине?

12. Какая сфера деятельности Министерства финансов Украины?

13. Какие функции и полномочия имеет Государственная налоговая администрация?

14. Какие функции положенные на Государственное казначейство?

15. Какие функции и полномочия имеет Контрольно-ревизионная служба?

16. Какая сфера деятельности Счетной палаты Украины?

17. Какие функции выполняют страховые компании?

18. Какие функции положенные на Аудиторскую палату и аудиторские фирмы?

19. Какие задачи и функции положенные на Национальный банк Украины?

20. Какие функции и операции выполняют коммерческие банки?

21. Что представляет собой Межбанковская валютная биржа?

22. Что такое фондовая биржа?

23. Что такое финансовые посредники на финансовом рынке?

24. Какое назначение Пенсионного фонда Украины?

Тема 2. Налоговая система государства

2.1. Сущность, назначение и необходимость налогов.

2.2. Функции налогов.

2.3. Характерные особенности налогов, отчислений и платежей.

2.4. Взаимосвязь с другими распределительными категориями (кредит, заработная плата, себестоимость, цена).

Налоги є главным финансовым рычагом, методом мобилизации государственных доходов. Они представляют от 80 до 97 % доходной части государственного бюджета.

Налоги являются исходной категорией финансов, экономической базой функционирования государства и важнейшей формой регулирования рыночных отношений. Налоги являются основным элементом экономической системы государства независимо от того, какую модель экономического развития она избирает, какие политические силы находятся при власти.

При этом налоговую систему можно рассматривать в широком и узком понимании. В широком понимании она охватывает все обязательные платежи, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов в пользу государства и которые концентрируются в бюджете и фондах целевого назначения. В узкому разменные это совокупность только налогов как особой формы мобилизации доходов бюджета.

За экономической сутью:

НАЛОГИ - это совокупность экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физический лицами путем принудительного отчуждения ею части новообразованной стоимости в денежной форме, ее изъятие и перераспределения для финансирования государственных расходов.

Налоги - это обязательные платежи, которые изымаются государством из юридических и физический лиц в бюджет и государственных целевых фондов для финансирования расходов государства предусмотренных Конституцией и другими законодательными актами.

Налоги законодательно устанавливаются государством и аккумулируют в централизованных фондах финансовых ресурсов страны.

Основными характерными признаками налогов есть:

- принудительность изъятия налогов;

- одностороннее движение финансовых ресурсов;

- обязательность уплаты налогов;

- переход права собственности при уплате налогов;

- регулярность взыскания налогов;

- закрепленность нормами права;

- направленность на удовлетворение общественных нужд.

НАЛОГИ - это обязательные платежи, которые законодательно устанавливаются государством, платятся юридическими и физический лицами в процессе перераспределения части стоимости ВВП и аккумулируют в централизованных денежных фондах для финансового обеспечения выполнения государством положенных на нее функций.

Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физический лиц в бюджет. И

В отличие от финансов вообще эти взаимоотношения имеют односторонний характер - от плательщиков до государства.

В финансовой терминологии употребляются пять сроков, которые отображают платежи государству, - плата, отчисление и взносы, налог, сбор. Несмотря на определенные особенности, эти платежи характеризуются общими признаками, которые дают возможность объединять их в одну группу как налоги и обязательные платежи налогового характера.

Плата (отвечает на вопрос «за что?») предусматривает определенную эквивалентность отношений плательщика с государством (плата за воду, плата за заготовку дерева и т.п.). Размер платы зависит от количества ресурсов, которые используются, а поступление платы именно государству определяется государственной собственностью на эти ресурсы.

Отчисление и взносы (отвечают на вопрос «на что?», «от чего?») предусматривают целевое назначение платежей. Оно может быть только частичным (отчисление), т.е. установленным согласно экономическому содержанию платежей, или полным (взносы), когда расходование средств в полном объеме осуществляется только по целевому назначению. Использовать эти взносы не по назначению не разрешается, а изменить целевое назначение можно только на законодательной основе. Вообще отчисления и взносы можно рассматривать как целевые налоги.

Налоги (отвечают на вопрос «для чего?») устанавливаются для содержания государственных структур и для финансового обеспечения выполнения ими функций государства — управленческой, оборонительной, социальной и экономической. Они не имеют ни признаков эквивалентного обмена, ни конкретного целевого назначения. Т.е. конкретный налог — это нецелевой, безвозмездный (неэквивалентный), неповоротный обязательный платеж государству. Однако если рассматривать налоги совокупно, то приметы платы и отчислений видно довольно четко. Налог — это плата общества за выполнение государством ее функций, это отчисление части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) на общеобщественные нужды, без удовлетворения которых современное общество существовать не может.

Особой формой налоговых платежей есть собрание. В отличие от налогов, которые имеют характер регулярных поступлений, собрание являются платежами разового, случайного и незначительного за размерами характера, которые собираются по месту события (например, рыночный сбор).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: