ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
Право собственности на природные ресурсы как правовой институт – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, (они образуют право собственности в объективном смысле).
Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права, поэтому можно говорить об этом правовом институте как о комплексном.
В природе существует правило: чем более разнообразна природная система, тем она более устойчива. Например, естественное разнотравье лугов редко погибает от неблагоприятных климатических условий, в то время как сеяные травы с монокультурным составом систематически подвержены гибели. Аналогичное положение и в экономике: чем многообразнее состав форм собственности, тем устойчивее экономика страны. Потому разнообразие форм собственности провозглашается законодательством.
Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается. Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех собственников.
|
|
Согласно Конституции РФ (ст. 71) к исключительному ведению РФ относится федеральная государственная собственность и управление ею. Объектами федеральной собственности являются: федеральные энергетические системы; ядерная энергетика; расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ; порядок их использования; определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; метеорологическая служба; геодезия и картография.
Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме собственности на землю и недра.
Федеральный закон от 17.07.01 г. № 101-ФЗ «О разграничении, государственной собственности на землю» определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность; определены основания включения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право собственности.
|
|
Гражданский кодекс предусматривает множественность субъектов государственной собственности. От имени государства в гражданском обороте могут выступать либо РФ (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта РФ).
Статья 72 Конституции говорит о том, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Термин «совместное ведение» применительно к отношениям собственности на природные ресурсы не предполагает установление на них общей совместной собственности России и ее субъектов. Он означает, что вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, неурегулированные на федеральном уровне, могут решаться на уровне регионов. Также это может означать, что федеральная собственность может быть отграничена от собственности субъекта Федерации и путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.
Действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений к объектам права государственной собственности. В собственности государства может находиться любое имущество (включая и изъятое из оборота), любые природные ресурсы.
В пункте 2 статьи 214 Конституции установлено особое правило в отношении земли и других природных ресурсов. Суть его в том, что все земли и иные ресурсы природы, которые не принадлежат на праве собственности конкретному гражданину, юридическому лицу либо муниципальному образованию, являются государственной собственностью. Таким образом, законодательно закрепляется презумпция государственной собственности на землю и иные природные ресурсы. Следовательно, при отсутствии надлежащих доказательств о нахождении того или иного земельного участка в частной или муниципальной собственности автоматически презюмируется государственная собственность.