Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания

Государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

Государственный мониторинг объектов животного мира

Мониторинг - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей природной среды (объектов животного мира) под влиянием антропогенных факторов. Мониторинг объектов животного мира - биологический. Его основными задачами являются:

наблюдение за состоянием популяций диких животных;

оценка и прогноз состояния популяций диких животных;

выявление факторов и источников антропогенных воздействий на популяции диких животных и т.п.

Государственный мониторинг объектов животного мира ведется по единым для РФ правилам, утверждаемым Министерством природных ресурсов РФ. В РФ осуществляется государственный мониторинг объектов животного мира, постоянно или временно обитающих на территории РФ, а также в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет межотраслевую координацию по вопросам ведения мониторинга.

Мониторинг объектов животного мира в государственных природных заповедниках осуществляется в рамках программы «Летопись природы» и включает:

наблюдения за изменением уровня биоразнообразия и качественного состава фауны, в первую очередь позвоночных животных;

наблюдения за состоянием популяций редких видов животных, включенных в Красную книгу России;

редких видов животных, включенных в региональную Красную книгу или региональный список особо охраняемых видов;

ценных охотничье - промысловых видов животных, животных, имеющих значение с эпидемиологической точки зрения, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или социальную значимость;

видов, особо уязвимых ввиду образования ими массовых скоплений (колониальных птиц, морских млекопитающих и т.д.);

видов - эдификаторов природных сообществ и экосистем и видов индикаторов их состояния.

Задачей государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания является соблюдение всеми юридическими лицами и гражданами действующего законодательства о животном мире.

Государственный контроль направлен на обеспечение биологического разнообразия, устойчивого использования всех компонентов животного мира, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира.

Лимитирование использования объектов животного мира – это определение общих допустимых (или предельных) объемов изъятия, а также осуществление контроля за их соблюдением (при выявлении превышения установленных лимитов применяются меры ответственности к нарушителям). Лимиты определяются либо для значительных территорий, совпадающих с административно - территориальным делением (дикие копытные, медведи), либо для акваторий, водотоков, водоемов (общие допустимые уловы для рыб, морского зверя). Конкретные лимиты определяются на основе биологических параметров (численности, процента прироста, естественной смертности, норм изъятия).

К способам нормирования размеров добычи объектов охоты относятся: организационный, экономический, территориальный, технологический.

Организационный - упорядочение процесса охоты путем подбора определенного контингента и количества охотников, ознакомление их с порядком проведения охоты, обучение рациональным приемам добычи зверей и птиц, распределение между ними участков охотугодий, установление резерватов, налаживание сбора оперативной информации о ходе промысла.

Экономический - использование таких рычагов, как цена, прибыль, размеры платы, премирование. Например, при оплате труда за килограмм сданного мяса охотниками добываются преимущественно наиболее крупные особи, ценные производители. При оплате труда по расценке за тушку животного (независимо от ее веса) отстреливаются в основном средние и мелкие особи.

Территориальный - установление участков, на которых ведется интенсивная охота. Существуют две разновидности территориального нормирования: так называемая переложная система промысла (попеременно часть угодий в запуске, а на другой части ведется максимальное изъятие животных) и система промысла с постоянными резерватами (зонами, где охота не ведется). Опустошенные в результате интенсивной охоты охотничьи участки к осени будут заселены из резерватов и неопромышляемых угодий молодыми зверьками. Взрослые же особи (воспроизводственное поголовье) должны быть сохранены от воздействия промысла.

Суть технологического способа нормирования состоит в таком пространственном размещении стационарных орудий лова, которое позволяет эффективно отлавливать все виды животных на одних и тех же промысловых путиках (маршрутах движения охотника, на которых в определенных местах установлены самоловы). Очередность проверки путиков исключает посещение промысловиком необорудованных угодий, где успех охоты невелик. Определенное размещение самоловных путиков обеспечивает сохранность воспроизводственного поголовья (маточных поселений). Они лежат вне сферы действия промысла, так как самоловы находятся на расстоянии, превышающем радиус видовой индивидуальной активности. К примеру, рябчик перемещается на расстояние 200 - 250 м. Размещение самоловных путиков в 1 - 2 км один от другого не может подорвать воспроизводственное поголовье даже при максимальном вылове рябчиков в окрестностях путиков.

Дозволяя или запрещая те или иные способы охоты, можно воздействовать на качественный состав популяций зверей и птиц. Так, при самоловном промысле, особенно в начале сезона охоты, в добыче преобладают самцы куницы, а при охоте с лайкой - самки; при охоте с манком на рябчика добываются в основном взрослые самцы, при охоте с подхода под выстрел попадают преимущественно самочки и молодняк.

Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом состояния ресурса, а также других факторов. В соответствии с установленными нормативами предприятиям, учреждениям и организациям - природопользователям в установленном порядке выдается разрешение на использование (изъятие) природных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: