Международная ответственность за экологические правонарушения

Международная ответственнос­ть за экологические правонарушения – это наступление для субъекта международного права окружающей среды, нару­шившего предусмотренные им требования, неблагоприятных пос­ледствий.

Проблема международной ответственности государств яв­ляется одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосудар­ственного общения. Она является коренной для обеспечения меж­дународного правопорядка.

Основанием применения международной ответственности слу­жит экологическое правонарушение, которое проявляется в основ­ном либо в невыполнении субъектом международного права окру­жающей среды взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязне­ния моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседнего государства и т.п. Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм международного права и нанесению вреда или ущерба, недопустимы. Также недопустимы ссылки на незнание норм международного права или их неправильное толкование и применение.

Важным элементом международного экологического правона­рушения служит причинно-следственная связь между противоп­равным поведением субъекта международного права и причинен­ным экологическим ущербом. Существенное значение имеет вина правонарушителя. Одновременно в современной международной практике применяется и безвиновная или объективная ответственность.

В соответствии с современным международным правом между­народные правонарушения подразделяются на преступления и де­ликты.

Международно-правовое деяние – это возникающее в результате нарушения государст­вом международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сооб­щества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом (ст. 19 Проекта статей о международной ответственности, разрабо­танного Комиссией международного права). В соответствии с международными нормами права окружающей среды международные экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего ос­новополагающее значение для защиты окружающей среды, - та­кого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмо­сферы или морей.

Всякое международно-правовое деяние, которое не является международным преступлением, признается международным де­ликтом, или ординарным правонарушением.

В международном праве предусмотрено два вида ответственнос­ти государства: материальная и нематериальная (политическая).

Материальная ответственность применяется посредством репара­ции, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущер­ба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.

Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извине­ний, наказание государством виновных), применения экономичес­ких и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.

Для международных соглашений характерно то, что лишь немногие из них предусматривают меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения.

В некоторых меж­дународных актах в области охраны окружающей среды, касаю­щихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно. Например, Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.) установила ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных водах прибрежного государства судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвен­цию, которые используются в коммерческих целях. Собственник судна отвечает за всякий ущерб от загрязнения моря, который явился результатом утечки или слива нефти.

Данная Конвенция предусматривает обязательное страхование ответственности за ущерб от загрязнения при перевозке судном более 2000 т нефти наливом. В качестве альтернативы страхованию Конвенция дает владельцу судна возможность предоставить иное финансовое обеспечение, к примеру, гарантию банка или свидетель­ство, выданное международным компенсационным фондом, на сумму, соответствующую пределу ответственности, установленно­му Конвенцией. Каждому судну, выполнившему это требование, выдается свидетельство. При его отсутствии судну может быть за­прещено заходить или покидать порт государства - участника Конвенции.

Особый пример возложения международной ответственности за вред, причиненный природной среде, представляет ответствен­ность, применяемая вследствие военных действий. Несмотря на действие Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), в ходе войны в Персидском заливе осуществлялось преднамеренное крупномасштабное разрушение природной среды в военных целях. За 4 дня бомбарди­ровок Ирак взорвал большую часть из 1250 нефтяных скважин Кувейта, в результате чего возникли пожары на почти 600 нефтя­ных скважинах и были залиты нефтью огромные площади страны. Совет Безопасности ООН в резолюции № 687 от 3 апреля 1991 г. подтвердил ответственность Ирака перед иностранными государ­ствами, физическими и юридическими лицами за ущерб, нанесен­ный окружающей среде, и за уничтожение природных ресурсов в результате вторжения в Кувейт. В соответствии с этой резолюцией был создан фонд, средства в который должны поступать от Ирака в сумме, составляющей около четверти его годовых доходов от добы­чи нефти. Эти средства предназначались для покрытия ущерба, который, по оценкам, достигал 50 млрд. долл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: