Функции управления качеством
Факторы микроуровня
Значение повышения качества
Качество как экономическая категория
1. на макроуровне (увеличение экспорта товаров и услуг, улучшение структуры экспорта, ускорение НТП, повышение эффективности общественного производства, повышение престижа государства)
2. на микроуровне (имидж высокого уровня, выход на внешние рынки, максимизация прибыли, устойчивое финансовое положение)
Внутренние – связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества.
· Технические – внедрение новой техники, технологий, применение новых материалов
· Организационные – связаны с совершенствованием организации произ-ва и труда
· Экономические – обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции
Внешние: Конкуренция, нормативные документы в области качества, требования рынка, обеспечение имиджа в среде покупателей и деловых людей
1. Взаимодействие с внешней средой
(схема в тет)
Факторы внешней среды, влияющие на качество:
1. Требования потребителей и заказчиков
2. НТП и достижения конкурентов
3. Качество поставляемых материалов
4. Квалификация персонала
5. Государственные органы и законы
Мероприятия, учитывающие влияние внешней среды: маркетинговые исследования, бренчмаркетинг, патентно-лицензионная работа, активный поиск заказчиков, планирование и обновление продукии и др.
2. Политика в области качества
- основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством
Факторы, влияющие на формирование политики в области качества:
1) Ситуация на рынках сбыта
2) Положение дел внутри предприятия
3) Выбранная стратегия и общая политика предприятия
4) Общее состояние экономики и наличие инвестиций в развитие предприятия
5) НТП и достижения конкурентов
3. Формирование политики в области качества на предприятии:
1. Принятие решение о формировании политики и определения стратегических целей (ген директор)
2. Формирование структуры и первого проекта политики (служба качества или специально созданная рабочая группа)
3. Разработка предложений по созданию политики в области качества (руководители функциональных подразделений/производственных подразделений)
4. Формирование проекта политики по предложениям руководителей подразделений (зам. Ген директора по качеству, служба качества)
5. Обсуждение проекта политики и его доработка (совещание руководителей)
6. Рассмотрение проекта политики (ген директор)
Если нет, то п. 4, если да, то
7. Утверждение политики (ген директор)
Планирование качества – деятельность, которая осуществляется исходя из политики качества, требований заказчиков и рынков сбыта и устанавливает цели в области качества, сроки их достижения и необходимые ресурсы
Предметное планирование – является различные мероприятия и показатели, отражающие отдельные характеристики систем и процессов
Средства планирования – нормативно и методическое обеспечение
Уровни планирования качества:
1. Стратегическое планирование (намечаются основные направления работ в области качества на перспективу)
2. Текущее планирование качества (планы на предстоящий год)
В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические виды работ:
1. анализ требований потребителей
2. изучение спроса
3. анализ рекламаций
4. учет требований перспективных стандартов и результатов НИР
5. изучение патентной информации
6. учет изменений требований к сертификации продукции
7. осуществление плановых расчетов
8. увязка плановых мероприятий
Этапы планирования:
1. Выявление потребности
2. Разработка продукта
3. Контроль соответствия потребности
4. Обеспечение удовлетворения потребности
Порядок планирования процессов (должна дать преподаватель)
Факторы, влияющие на качество планирования
o Назначение продукции, ее сложность
o Возможность использования высоких технологий
o Степень сходства с ранее разработанной продукцией
o Уровень стандартизации и унификации решений
o Компетенции участников группы планирования
4. Функция организации:
- определение ответственности и полномочий каждого исполнителяв области управления качеством;
- распределение работ по управлению качеством между структурными подразделениями
Планирование методов в области качества, организация контроля качества, стимулирование качества.