ЗАДАЧА
Тема 2.1 Управление капиталом в банке.
Тема 1.7 Бизнес процессы и трансфертное ценообразование.
Бизнес процесс - набор организационных действий выполняемых для достижения определенных целей.
В реализации бизнес процессов могут участвовать одно или несколько подразделений. Доходная часть при этом будет формироваться по бизнес плану в целом, а расходная по подразделениям.
Например, кредитование:
1. Определение кредитной политики
2. Сбор и анализ документов
3. Выдача кредитов
4. Контроль и обслуживание
Хозяин бизнес-процесса – центр прибыли фиксирует у себя получаемые доходы и расплачивается с другими подразделениями.
Стоимость ресурсов (денежных средств) будут учитываться по трансфертной цене. Она включает в себя как прямые расходы на привлечение средств, так и затраты подразделений, участвующих в привлечении средств.
Капитал банка выполняет ряд важнейших функций, напрямую связанных с финансовым управлением:
1. Защитная – позволяет защитить интересы клиентов, поглощает убытки от операционной деятельности и другие возможные потери. Способность капитала выполнять функцию характеризуется показателями – достаточность капитала Н1.
2. Регулирующая – в связи с высокой влажностью данного параметра деятельности банка он подвергается пристальному регулированию. Регулируются:
· Абсолютная величина капитала
· Структура собственных средств и акционерного капитала
· Достаточность капитала для покрытия рисков
· Источники формирования основных средств, формы привлечения
3. Оперативная – средства банка на начальном этапе его функционирования определяет основные параметры будущей деятельности.
При управлении собственными средствами банк сталкивается со следующими видами управленческих задач:
1. необходимость увеличения капиталом
2. необходимость оздоровления структуры капитала.
В практике используются следующие основные источники по увеличению собственных средств банка:
1. Внешние источники (выпуск обыкновенных или привилегированных акций).
Субординированный кредит – долгосрочный кредит с ограниченными правами требования: кредитор согласен получить средства после всех других заемщиков, кредитор не имеет право требовать кредит раньше срока, срок - выше 5 лет.
2. Внутренний источник – капитализация прибыли.
Необходимость увеличения капитала возникает:
· При увеличении нормативных требований
· При переходе банков в новое состояние, например из ООО в ОАО
· При расширении масштабов деятельности.
Величина капитала – 400 млн. руб.
Коэффициент накопления – 12,5%
Необходимое увеличение капитала – 25 млн. руб.
Мультипликатор капитала – 8
Определить: величину активов, необходимую прибыль, необходимую рентабельность активов.
ЗАДАЧА. Выбор внешнего источника увеличения капитала.
Прогнозируемые расходы банка – 500 млн. руб.
Количество обыкновенных акций – 800 тыс. штук
Номинал 1 акции – 1000 руб.
Необходимый объем увеличения капитала – 200 млн. руб.
Определить: что выгоднее эмиссия обыкновенных акций или субординированный кредит под 6%???
Пассивные операции первичны по отношению к активным операциям.
Банк первоначально определяет параметры привлечения ресурсов, а затем способы размещения средств.
Основные элементы привлеченных средств
Средства клиентов – 52 -55%
Физические лица – 25-30%
Юридические лица – 20-25%
Выпущенные долговые обязательства – 15-17%
В виде ценных бумаг
Средства КО (МБК) - 15-17 %
Средства ЦБ - 0-12%
Основные параметры, характеризующие ресурсную базу в целом и отдельные источники привлечения средств.
1) Срок привлечения;
2) Срок по договору;
Классификация по первому виду срока:
До востребования;
Срочные;
По второму виду срока:
Реальные и прогнозируемые;
Стержневые и летучие;
Стержневые депозиты формируются из постоянных клиентов и срок по ним, может быть надежно спрогнозирован.
Летучие депозиты привлечены от клиентов мотивированных выгодными условиями, локальным конкурентным преимуществом. Срок мало предсказуем.
2.Стоимость ресурсов.
Во – первых, стоимость ресурсов выражается в %, уплачиваемых за использование средств.
В финансовом управлении стоимость ресурсов определяется по формуле средневзвешенной стоимости капитала.
WACC=k*d, где
K - стоимость источника средств;
D - доля источника средств.
Кроме процентных расходов в определении цены ресурсов учитываются и непроцентные расходы.
Например: Административное управление.
Также утяжеляют стоимость ресурсов резервы и целевая прибыль.
Задача.
Вид источника средств сумма, млн. %
Депозиты до востребования 1000 1
Срочные доходы 1000 10
Сумма 2000
Административные расходы 10
Целевая прибыль 5
Обязательные резервы 1,5
Стоимость =
С учетом не процентных расходов:
WACC=
Стоимость =
3.Колеблемость
Колеблемость характеризует частоту и масштабы изменений остатков на счетах. Показатели колеблемости:
Дисперсия средняя хронологическая отклонения
G=,
СКО=,
n – количество измерений.
Задача на колеблемость.
Имеются данные об остатках на расчетных счетах предприятий малого и среднего бизнеса в банке x.
Дата 1.10 5.10 10.10 15.10 20.10 25.10
Остатки по
счетам:
1)МСБ 100 120 117 95 104 106
2)Остатки по 109 102 111 105 103 112
счетам крупных
предприятий
1) X=107
G=S вверх.=116
СКО= ниж.=98
Среднее квадратическое отклонения и дисперсия характеризует колеблемость. Если распределение вероятностной величины является нормальным. Для прогнозирования V-а доступных ресурсов применяется следующая методика:
Верхний предел V –а доступных средств равен X+CКО, нижний предел x-СКО.
Относительный показатель колеблемости
К вариации =
Если К вариации больше 30% результаты статистического анализа считаются ненадежными.
Инструменты управления привлеченными средствами.
Собственно суть управления заключается в обеспечении необходимого V –а ресурсов установленной стоимости и срока.
Для средств, привлекаемых до востребования, управляемыми параметрами являются:
- оборот;
- коэффициент оседания;
Остаток м.б. использован:
1) средний – коэффициент будет завышен;
2) минимальный – коэффициент будет подвержен более резким колебаниям и результат от внедрения инструментов управления будет виден не сразу.
К осед.=
К основным инструментам относятся:
- ценовые – регулирование % ставки, способ начисления %;
- неценовые – привлечения клиентов (реклама, продвижение, лотерея, стимулирующие акции).
Особые условия, привилегии, инструменты удержания (доп.условия, штрафы и ограничения).
Тема: Управление активами и пассивами
Увязка активов и пассивов банка производится по срокам привлечения и размещения средств, стоимости, а также по факторам риска. Таким образом, структура ресурсов банка определяет возможности по размещению средств.
Основные подходы к управлению – это:
- метод фондового пула
Стоимостные и прочие характеристики ресурсов определяются в среднем по всей ресурсной базе.
- метод конверсии фондов
Ресурсы группируются по определенным признакам, и характеристика – стоимость и прочее – дается группе. В дальнейшем группы ресурсов используются для финансирования разного рода вложений, в зависимости от характеристики. Например, средства от неопределенного срока, с высокой степенью колебаний, могут быть вложены в высоколиквидные активы – государственные ценные бумаги. Альтернативно группы ресурсов могут формироваться под конкретные проекты активных операций. Например, формирование ресурсной базы для предоставления крупного кредита правительству.
В управлении активами и пассивами важен структурный аспект. В целом по банкам, управление пассивами может характеризоваться показателями доли привлеченные средств и стоимости привлеченных средств. Управление активами характеризуется уровнем доходных активов и доходностью размещения средств.
Эффективность размещения ресурсов характеризует показатель эффективности использования привлеченных средств, который находится как:
x 100%