О видах государственного кредита в современной экономической литературе нет единой точки зрения. Авторы учебника «ДКБ» под ред. О.И.Лаврушина считают, что «Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам».
Большинство экономистов придерживаются точки зрения, что «Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти (Минфина, республиканских и местных органов) с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта». Исторически раньше стал развиваться государственный кредит при котором государство выступало должником. Привлечённые средства использовались для покрытия бюджетного дефицита.
Выступая в качестве заемщика, государство привлекает на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках. Они могут быть привлечены в форме кредитов, полученных правительством, или путём выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным их видом являются облигации государственного займа. В настоящее время в обращении находятся государственные краткосрочные облигации (ГКО) сроком на 3,6 и 12 месяцев и облигации федерального займа (ОФЗ). Они дают право их владельцам на получение дохода, а по истечении определённого времени погашаются. Агентом правительства по выпуску государственных ценных бумаг является Минфин РФ.
|
|
Государственный кредит имеют свое целью получение дополнительных финансовых ресурсов без дополнительной эмиссии денежных знаков, т.об. он способствует укреплению денежного обращения. В основном дополнительные финансовые ресурсы формируются за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций, не предназначенных для текущего потребления. Иногда источником государственного кредита могут быть средства, предназначенные для текущего потребления, когда физические и юридические лица сознательно ограничивают текущие потребности (в годы войны). Государственные займы у предприятий и населения уменьшают их платёжеспособный спрос, происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок, что позитивно влияет на состояние денежного обращения.
Для кредиторов государственный кредит приносит им дополнительный доход в виде процентов от вложенных денежных средств.
Погашение государственных займов и выплата процентов по ним производятся из бюджета.
|
|
Местные органы власти могут выпускать местные займы для развития социальной и производственной инфраструктуры.
Выступая кредитором, государство производит кредитование приоритетных отраслей, испытывающих необходимость в финансовых ресурсах при невозможности бюджетного финансирования (с/х, жкх и т.п.), предоставляет целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; выдаёт внешние кредиты другим иностранным государствам. Государство предоставляет кредиты за счет средств бюджета на платной возвратной основе. Условия кредитования у государства более льготные, чем у других кредиторов, низкий процент, длительные сроки.
В третьем случае, органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др.
Специфическими чертами государственного кредита являются:
- добровольность;
- возвратность и платность;
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на денежное обращение. Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении.