1) теоцентри́зм: главным предметом всех философских изысканий является Бог;
2) креациони́зм: все бытие разделяется на сотворенное сущее и Творца;
3) провиденциали́зм: мир был в начале времен сотворен разумным Творцом на разумных началах и управляется им;
4) традиционали́зм: истина является достоянием корпоративным; она принадлежит сообществу христиан вообще, объединенному верой, крещением и церковным преданием.
Патри́стика
· Патристика – совокупность учений отцов христианской церкви II —VIII вв.
· 4 характеристики святоотеческого образца:
o святость жизни;
o древность;
o ортодоксальность учения;
o официальное признание церкви.
· Последним «отцом» с точки зрения католической традиции был Иоа́нн Дамаски́н (ум. 753 г.), все прочие христианские авторы, жившие после него, получили название «церковных писателей».
Ранняя патристика (II - III вв.)
· «Апостольские отцы» и ранние отцы-апологеты в своих сочинениях стремились показать:
1) что языческие верования более нелепы и предосудительны, чем христианство;
|
|
2) что эллинская философия утонула в противоречиях и неспособна дать миру единую универсальную истину;
3) что лучшие представители древней языческой философии были близки к христианству;
4) что христианство есть в собственном смысле единственная истинная и пригодная для всех философия.
· Представители: Юсти́н Философ (ум. 165 г.); Климе́нт Александрийский (ок. 150 — 216 гг.); Ориге́н (ок. 185 — 263/264 гг.); Тертуллиа́н (ок. 160 – 220 г.)
Зрелая патристика (IV-V вв.)
· Зрелой патристикой называют эпоху в истории христианского богословия между первым Нике́йским вселенским собором (325 г.) и четвертым Халкидо́нским собором (451 г.).
· Отцы Каппадоки́йцы:
o Василий Великий (ок. 330 — 379 гг.).
o Григорий Богослов (Назианзи́н) (330 — 390 гг.)
o Григорий Ни́сский (ок. 335 — 394 гг.).
Авре́лий Августи́н (354 — 430 гг.)
· «Всякая природа, которая может стать хуже, хороша»: то, что может быть метафорически названо «злом» в мире вещей, в действительности таковым не является, т.к. не только не нарушает гармонию мироздания, но непосредственно предполагается ею.
· Источником зла и несчастий является злая воля.
· Принцип свободы нравственной личности заключается в том, чтобы сознательно все свои действия подчинять необходимости следования добру.
· Адам (первый человек), предавшись греху по собственной воле, утратил бессмертие и перестал быть способным стремиться к добру. Следовательно, сам человек не способен встать на истинный путь.
· Только божественная благодать способна вылечить больную душу и сообщить извратившейся воле единство и целостность.
|
|
· Благодать невозможно сравнить ни с какими заслугами человека и она дается ему Богом на совершенно непознаваемых основаниях.
· Вера в Бога – это единственный чистый источник истины и спасения.
· Правилом для руководства познания сущих вещей является требование: «Уверуй, чтобы уразуметь».
· Для христианина главная опасность заключается в собственном эгоизме, в желании жить «по самому себе», а не «по Богу».
· Сообщество праведных есть незримый Град Божий, или незримая Истинная Церковь. Град земной, или Град Диавола, — это все люди, живущие по велению гордыни.
· Два Града неразличимы для взора всего человечества; в истории мира они существуют в «смешении» и обнаружат себя с очевидностью только после Второго пришествия Спасителя.
Схоластика (XI — XIV вв.)
· совокупность спекулятивных — философских («диалектических») и богословских — способов рассуждения, ставших господствующими в западноевропейской (латинской) культуре в Средние века.
· Главный предмет изучения составляли «семь свободных искусств» (septem artes liberates):
o «тривий» (лат. trivium, букв, «трехпутье») — грамматика, риторика и диалектика
o «квадривий» (лат. quadrivium, букв, «четырехпутье») — арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Причины расцвета схоластической философии:
1. Возникновение новых образовательных центров в Европе — средневековых университетов (лат. universitas — «объединение», «корпорация»).
2. Широкое распространение в XIII в. двух новых монашеских («нищенствующих») орденов:
3. францисканского (орден «миноритов»), учрежденного в 1209 г. св. Франциском Ассизским, и
4. доминиканского (орден братьев-проповедников), созданного в 1216 г. св. Домиником.
5. Возникновение специфически нового отношения к античной (языческой) философской науке, особенно (через посредство арабской интеллектуальной культуры) в отношении творческого наследия Аристотеля.
Ансе́льм Кентербери́йский
(ок. 1033 — 1109 гг.)
· Для верующего христианина необходимо не понимать, чтобы верить, но верить, чтобы, понимать.
· Онтологическое доказательство бытия Бога:
o понятие о Боге даруется верой;
o существование чего-либо в разуме уже означает его истинное существование;
o существование в мышлении понятия Бога логически требует утверждения, что Он существует в действительности.
· «То, более чего нельзя ничего помыслить (Бог) никак не может иметь бытие в одном только в разуме. Ведь если оно имеет бытие в одном только разуме, можно помыслить, что оно имеет бытие также и на деле; а это уже больше, чем иметь бытие только в разуме. […] Следовательно, вне всякого сомнения, нечто, более чего нельзя ничего помыслить, существует как в разуме, так и на деле» (Прослогий, 2).
Фома Аквинский
(1224 / 1225 — 1274 гг.)
· Наиболее выдающийся представитель средневекового христианского аристотелизма; монах-доминиканец; «Doctor angelicus», т.е. «Ангелический доктор».
· Главные сочинения:
o «Сумма против язычников» (1261 — 1264 гг.);
o «Сумма теологии» (части первая и вторая, 1265 — 1268; часть третья, 1272 — 1273 гг. (не окончена);
o «О сущем и сущности» (ок. 1256 г.),
o «Об единстве интеллекта против аверроистов» (ок. 1270 г.),
o «О смешении элементов» (1270— 1271 гг.), и др.