Трансцендентальная диалектика

Разум

Аналитика

Эстетика

Теоретическая философия

Три основных вопроса философии

Иммануил Кант

(1724 – 1804)

· В творчестве Канта выделяют два периода:

o докритический (примерно до 1770)

o критический период:

§ «Критика чистого разума» (1781);

§ «Критика практического разума» (1788);

§ «Критика способности суждения» (1790);

§ «Антропологии с прагматической точки зрения» (1798).

· «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

1) что я могу знать? (метафизика);

2) что я должен делать? (мораль);

3) на что я смею надеяться? (религия);

4) наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология)».

· «КЧР» совмещает:

o негативную программу ограничения человеческих познаний сферой возможного опыта, предметами чувств;

o позитивную программу обоснования возможности априорного синтетического познания в этой сфере.

· Основной вопрос «КЧР»: «Как возможны синтетические суждения а priori?».

Науки, содержащие априорные синтетические познания, и сами эти познания, возможны лишь в том случае, если познавательные способности человека определяют вещи.

Вещи, поскольку они имеют отношение к человеческому опыту, Кант называет феноменами, или явлениями.

Вещи сами по себе «аффицируют» нашу чувственность, будучи источником «материальной» стороны явлений.

Формы явлений привносятся нами самими. Они априорны. Кант выделяет две такие формы — пространство и время.

· Знание может быть не только созерцательным, но и дискурсивным. Всякое реальное восприятие предполагает:

o данность предмета в чувственном опыте,

o осознание этого предмета.

· Главной из познавательных способностей является рассудок. Его основная функция — суждение.

· Человеческий рассудок, подобно чувственности с ее априорными формами, содержит априорные правила, «основоположения рассудка»:

o «все созерцания суть экстенсивные величины»,

o «во всех явлениях реальное... имеет интенсивную величину»,

o «при всякой смене явлений... количество субстанции в природе не увеличивается и не уменьшается»,

o «все изменения совершаются согласно закону связи причины и действия» и т.д.

Категории рассудка

· Количество:

o единство,

o множество,

o целокупность,

· Качество:

o реальность,

o отрицание,

o ограничение;

· Отношение:

o Субстанция / акциденция,

o причина / действие,

o взаимодействие;

· Модальность

o возможность / невозможность,

o существование / несуществование,

o необходимость случайность.

· Разум (высшая познавательная способность) есть «способность принципов», способность мыслить безусловное и предельное.

· В «логической» функции разум является способностью умозаключений, т. е. априорных выводов из всеобщих посылок, в реальной — используется для познания или создания предметов.

· Априорные и необходимые понятия разума, которым не может быть дан в опыте никакой предмет, суть «идеи чистого разума».

· Из трех основных разновидностей умозаключений (категорического, гипотетического и дизъюнктивного) Кант выводит три класса идей

1) души,

2) мира,

3) Бога (трансцендентальный идеал).

· В «диалектическом» разделе «КЧР» Кант последовательно критикует традиционные метафизические дисциплины о сверхчувственном, точно соответствующие рубрикации идей чистого разума, а именно

1) рациональную психологию (идея души),

2) рациональную космологию (учение о мире в целом) и

3) естественную теологию (учение о Боге).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: