Принцип достижения взаимного согласия.
Принципы фармацевтического сотрудничества
Унижение провизором человеческого достоинства клиента (пациента, больного), негуманное немилосердное отношение к нему являются грубейшими нарушениями профессиональной этики.
Провизор должен оказывать помощь клиенту по принципу «наименее ограничительной альтернативы», то есть в условиях наименьшего стеснения их свободы, когда выбор вида помощи (выбор лекарства) определяется тем, насколько минимально эта помощь ограничивает свободы и права клиента и не существует ли возможность получить такую помощь в наименее ограничительных условиях.
Реализация этого принципа предполагает учет предпочтений клиента при выборе ЛС, получение им информированного согласия [2, 3]
При возникновении конфликтов интересов провизор должен отдавать предпочтение интересам клиента, если только их реализация не причинит (пациенту) клиенту серьезного ущерба и не будет угрожать правам других лиц.
|
|
Провизор в таких случаях должен придерживаться старого этического правила врачей «Salus aegroti – suprema lex» («Благо больного – высший закон»).
Фармацевтическое сотрудничество означает совместную работу провизора и клиента, направленную на решение проблем клиента, побудивших его придти в аптеку.
В обыденных условиях формы эмоционального контакта с окружающими люди выбирают сами, руководствуясь своими чувствами, настроением, симпатиями или антипатиями к тем, с кем их сталкивает жизнь [1, 7].
В отношении к клиенту провизор уже не волен опираться на свои чувства к нему. Каким бы ни было личное самочувствие провизора, его расположение духа, приязнь или неприязнь к тому, кто оказался его клиентом, необходимо создавать атмосферу доверия, доброты, спокойствия, уверенности в поддержке и в помощи. Это и нравственный и профессиональный долг провизора.
Взаимное согласие предполагает:
1) определенную работу по убеждению клиента в полезности и целесообразности приема определенного ЛС;
2) максимально возможную и допустимую информированность клиента о возможных механизмах действия препаратов безрецептурного отпуска;
3) готовность провизора к компромиссам в пределах, не наносящих ущерба клиенту;
4) научение клиента способам контроля над эффективностью используемого им ЛС.
Важность доверия клиента к провизору является очевидной. Основой доверия, несомненно, являются:
1) уровень профессиональной компетентности провизора, его профессиональные знания и опыт;
2) неравнодушие к проблемам клиента, искреннее желание разобраться в них и стремление оказать ему помощь;
3) правдивость провизора. Необходимо поэтому тщательно взвешивать каждое слово, сказанное клиенту, с тем, чтобы она не нанесло ему вреда и, с другой стороны, не позволило клиенту даже в малом уличить провизора во лжи;
4) доверие провизора к клиенту. Это двусторонний процесс. Чрезмерная настороженность, опасливость или скептицизм по отношению к клиенту способны разрушить складывающийся терапевтический контакт.