Гармоничность взаимодействия провизора и врача
В лечебно-диагностическом процессе
Провизор как помощник врача
Обязанности фармацевтического работника при проведении ЛТ вытекают из задачи, стоящей перед ними в этом процессе – помочь врачу в выборе им необходимого ЛС для проведения ЛТ [6].
Для этого провизор, работая в тесном контакте с врачом, принимает участие:
1) в совместном рациональном выборе наиболее эффективных ЛС и их лекарственных форм;
2) в выборе оптимальной дозы препарата конкретного больного с учетом его состояния, индивидуальной реакции на ЛС, а также в выборе рациональной схемы лечения, способа применения и времени приема ЛС;
3) в правильном определении потребности в ЛС для бесперебойного обеспечения льготных категорий граждан и обслуживаемого данным ЛПУ населения;
4) в снижении полипрагмазии до разумного минимума с учетом совместимости ЛС;
5) в регулировании спроса на ЛС с учетом состояния отечественного фармацевтического рынка, внедрения новых ЛС и т.д.;
|
|
6) в быстром освоении изменений номенклатуры ЛС в соответствии с новыми методиками лечения заболеваний [7].
Фармацевтический работник обязан:
1) строго соблюдать все правила изготовления, хранения, выпуска ЛС;
2) обеспечить пациента теми ЛС, которые им назначил врач согласно выписанному рецепту. В случае их отсутствия проинформировать врачей об имеющихся в аптеке аналогичных по действию ЛС, о соответствии их химического состава и дозировки;
3) во всех случаях затруднения при изготовлении ЛС и невозможности обеспечить больного выписанным врачом лекарством должен информировать врача и совместно с ним принять решение о дальнейшем проведении ЛТ.
При рецептурном отпуске фармацевтический работник не должен:
1) подменять врача в выборе ЛС;
2) предлагать пациенту ЛС по своему усмотрению;
3) оставлять без внимания допущенные медицинскими работниками ошибки и неточности;
4) оставлять без внимания несоблюдение установленных правил выписывания рецептов и неправильно указанные дозировки ЛС, выявленные им несовместимости ЛС;
Все ошибки должны быть обсуждены с врачами, при этом критика должна быть аргументированной и доброжелательной.
В процессе лекарственной терапии врачами и провизорами должны быть решены следующие вопросы:
1. Цель терапии: назначение конкретных ЛС.
2. Учет особенностей взаимодействия ЛС.
3. Контроль за выполнением назначением ЛС.
4. Выявление побочных эффектов от применения ЛС, их своевременное устранение.
5. Использование имеющейся информации о пациенте, его реакция на ЛС [2].
Совместными задачами провизора и врача при реализации прав граждан в сфере здравоохранения вне зависимости от их социального статуса, уровня дохода и места жительства являются:
|
|
1. Обеспечение всеобщности лекарственной и медицинской помощи.
2. Обеспечение социальной справедливости.
3. Обеспечение доступности лекарственной и медицинской помощи.
Врачи и провизоры не должны:
– допускать бестактных высказываний по отношению друг к другу;
– умолять достоинства друг друга;
– допускать негативных высказываний в адрес друг друга в присутствии пациента.
Врач уделяет основное внимание:
– оценке состояния здоровья;
– постановке диагноза;
– выбору оптимального ЛС;
– дозировке ЛС;
– способу применения ЛС.
Провизор уделяет основное внимание:
– эффекту воздействия ЛС;
– взаимодействию ЛС;
– выявлению негативного действия ЛС.
Провизор и врач должны работать как коллеги, с уважением относиться к опыту и знаниям друг друга. При этом, важное значение имеет четкое взаимодействие в рамках их профессиональных обязанностей [3].