Основные принципы построения и функционирования

Понятие государственной службы и содержание системы государственной службы в РФ

Административная реформа государственной службы

Особенности прохождения государственной гражданской службы

Таким образом, среди критериев вида нет ни одного, который можно было бы использовать как единственный абсолютный видовой критерий.

И все же, главный критерий вида – это его генетическое единство. Оно основано на возможности нивелировок различий, возникающих в популяциях путем скрещивания. Как бы ни были изолированы отдельные популяции и подвиды, поток генетической информации между ними всегда существует. Даже единичные миграции отдельных особей из одной популяции в другую, из зоны обитания одного подвида в зону обитания другого, повторяясь на протяжении сотен и тысяч поколений, создают поток генов. Это обеспечивает интеграцию относительно изолированных генофондов отдельных популяций. Единство вида не нарушается даже в том случае, если иногда по каким то причинам границы между соседними видами оказываются нечеткими. Это связано с тем, что особи близких видов в определенных условиях иногда могут успешно скрещиваться друг с другом и давать плодовитое потомство в некоторых комбинациях. В таких случаях оказывается, что за исключением некой гибридной зоны, нарушения строения обоих видов как самостоятельных генетических систем между ними не происходит: виды оказываются не генетически закрытыми системами, как думали еще в средине 20 века, а генетически устойчивыми.

Единство и эволюционная «судьба» вида определяют его специфическое место в биогеоценозах. В природе нет двух видов с одинаковыми адаптациями. Разнообразие адаптаций делает каждый вид уникальным и определяет возможность формирования каждым видом своей экологической ниши как суммы экологических ниш отдельных, составляющих вид популяций. (Эконишу не надо понимать как пустое пространство, занятое видом, это своего рода «профессия» данного вида, которая возникает вместе с видом и исчезает одновременно с ним).

Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010, с изм. от 06.12.2011) "О системе государственной службы Российской Федерации"

Понятие государственной службы стало складываться в эпоху просвещённого абсолютизма в 18 веке. В царской России состоящими на государственной службе считались не только собственно государственные служащие, но и лица, занимающие некоторые выборные должности по земскому и городскому самоуправлению, а также в дворянских сословных организациях. В основе правового регулирования государственной службы до Октябрьской революции лежала введённая ещё Петром I «Табель о рангах» (1722 г.), где все должности как гражданские, так и военные, разделялись на 14 классов и чинов. При поступлении на государственную службу подробно регламентировался порядок прохождения по лестнице чинов.

Февральская революция 1917 г. не отразилась на положении чиновничества. Чиновничий аппарат был разрушен Октябрьской революцией. Декрет от 12 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» установил, что «всякое … наименования гражданских чинов (тайные, статские и прочие советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - гражданин Российской республики».

Традиционно советская государственная служба рассматривалась как особый вид государственной деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства и оплачиваемая им.

При таком подходе к определению государственной службы выделяются, с одной стороны, задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой - трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.

Необходимость создания государственной службы и её правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.

Государственная служба - это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционной теории под государственной службой понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

В самом широком теоретическом понимании государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий.

С точки зрения современного законодателя государственная служба в РФ - это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.

Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

В этом определении можно выделить следующие аспекты:

1) государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;

2) в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;

3) эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

4) такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему;

5) обязательным требованием для государственного служащего является гражданство Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Общими признаками государственной службы являются:

1) замещение служащими государственной должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа;

2) исполнение полномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлением служащему денежного содержания.

В соответствии с действующим ФЗ «О системе государственной службы», основанном на конституционно-правовом принципе федерализма, подразделяется на:

1) федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ;

2) государственная служба субъектов РФ, находящихся в их ведении.

Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ. Поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие законы субъектов Федерации.

Указанная выше классификация видов государственной службы не единственная. Существуют и другие классификации видов государственной службы. Каждый вид государственной службы имеет своё правовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом. Содержание каждого вида государственной службы установлено соответствующими нормативными актами, закрепляющими его правовое положение.

В соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей государственная служба может быть подразделена на службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти.

К госслужбе относят службу в любых учреждениях, оплачиваемых из средств (бюджета) государства. С позиций такого подхода государственным служащим является главный врач государственной больницы, директор государственного музея, профессор государственного университета и т.д. Они оплачиваются из средств государственного бюджета. Число таких служащих (без учета военнослужащих) в Германии составляет 7,3% населения, во Франции — 7,6%.

В более узкой трактовке — это профессиональная деятельность лиц, имеющих соответствующие ранги, чины, звания, только в государственных органах. За рубежом такая деятельность обычно называется классифицированной (гражданской, публичной) государственной службой.

Лица, занимающие должности на такой службе — чиновники. Муниципальные служащие не относятся к государственной службе.

Федеральная государственная служба включает более 500 тыс. государственных служащих, 90% которых работают на местах в территориальных органах министерств и ведомств, в судах, прокуратуре.

Служащие, не занимающие государственной должности, обеспечивающие деятельность должностных лиц, органов государства, работники вузов, музеев, медицинских учреждений и др. не считаются государственными служащими.

В некоторых странах государственную служба именуют «публичной службой» (ФРГ, Бельгия, Испания), а в других – «гражданской службой» (Великобритания).

В Российской империи использовалось понятие «государственная служба» и наряду с ним термин «общественная служба», последний можно рассматривать как соответствующий понятию «публичная служба». В Российской Федерации, как и в СССР, в сфере государственно-служебных отношений традиционно употреблялся термин «государственная служба». Это термин распространен также и в других странах (Италии, Греции, Канаде, Франции и др.). В современном отечественном законодательстве и правовой науке термином «государственная служба» обозначается институт административного права, регулирующий государственно-служебные отношения.

Роль и место службы в государстве и обществе таковы, что служба не представляет собой обособленную организационную структуру, как любая государственная или негосударственная организация. Ни в коем случае нельзя отождествлять службу как вид деятельности с таким видом федеральных органов исполнительной власти как Федеральная Служба (ФСБ, ФНС, ФАС и др.). Служба – непременный элемент любой организации, условие ведения организацией своих дел. Она выступает в качестве двигательной системы организации, дает направление деятельности организации и обеспечивает это направление.

Так как в современном государстве и обществе служба выполняет многочисленные задачи и функции, она уже давно специализировалась. Основанием разделения службы на различные виды чаще всего выступает организационный принцип. Многочисленные органы и организации, в которых служба осуществляется, имеют различное предназначение, выполняют разнообразные задачи и функции и по этой причине делятся на виды. Служба является неотъемлемым элементом любой организации, поэтому статус организации определяет содержание и статус службы, ее видовую принадлежность. Так как все организации делятся на государственные и негосударственные, то в соответствии с их статусом служба подразделяется на государственную и негосударственную.

Служба негосударственная более многообразна, чем государственная. Численно она превосходит государственную службу во много раз, а ее виды все более дифференцируются. Среди негосударственных служб на первое место следует поставить муниципальную службу, которая призвана обеспечивать деятельность органов местного самоуправления. К числу негосударственных относятся службы в аппаратах общественных объединений и политических партий, религиозных организаций, а также в частных, кооперативных и акционерных организациях. В дальнейшем возможно появление и иных видов негосударственных служб.

Виды государственной службы РФ: государственная гражданская, военная, правоохранительная.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» законодательно закреплено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

· государственная гражданская служба;

- федеральную государственную гражданскую службу;

- государственную гражданскую службу субъекта РФ.

· военная служба;

· правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон».

«Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Кроме того, ст. 4 Закона дает общее определение федеральной государственной службы:

«Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации».

Статьей 5 Закона определены государственная гражданская служба и составляющие ее федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта РФ:

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации».

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы, а другие виды федеральной государственной службы могут быть установлены путем внесения изменений и дополнений в федеральный закон о системе государственной службы Российской Федерации.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении РФ.

Федеральная государственная гражданская служба осуществляется в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ, большинстве федеральных органов исполнительной власти РФ, аппаратах федеральных судов и в других государственных органах. Кроме того, федеральная государственная гражданская служба осуществляется в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, не являющихся милитаризированными, например, в УФНС или УФАС по Брянской области.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Военная служба осуществляется:

· в Вооруженных Силах РФ (т.е. в органах и учреждениях, войсках, подчиненных министерству обороны РФ);

· во внутренних войсках МВД России;

· в железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти;

· Службе внешней разведки;

· Федеральной службе безопасности, включая пограничные войска РФ;

· федеральных органах государственной охраны;

· федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях;

· Военной прокуратуре;

· Военных судах;

· Военной инспекции Президента РФ;

· на военных кафедрах гражданских ВУЗов и т.д.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Правоохранительная служба осуществляется:

· в милиции;

· в федеральных органах юстиции (Минюст России, ФСИН, ФССП);

· в таможенных органах РФ;

· в органах ФСКН России;

· в органах ФМС России;

· в органах прокуратуры и т.д.

С научной точки зрения и военную и правоохранительную службу объединяет такое понятие, как милитаризированная государственная служба.

Особенностью милитаризированной государственной службы является то, что для нее характерны высокая степень централизации и жесткая дисциплина, более строгая иерархичность построения, наконец, повышенные требования к состоянию здоровья и физической подготовке государственного служащего. Все разновидности милитаризированной государственной службы регламентируются исключительно федеральным законодательством.

Милитаризированная государственная служба регламентируется нормами права значительно полнее и обстоятельнее, чем государственная гражданская служба. Как правило, каждая разновидность милитаризированной государственной службы имеет собственное, юридически оформленное законодательство. Например, военная служба регулируется Федеральными законами от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 28 марта 1998 г. № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», служба в органах внутренних дел – Законом РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции» и Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I, служба в таможенных органах – Федеральным законом от 21 июля 1997 г. 3 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

системы государственной службы

Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

Принципы государственной службы - значимость отношений, возникающих в системе государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

Принципы государственной службы - это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «Об основах государственной службы Российской Федерации», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Принципы государственной службы можно подразделить на конституционные и организационные.

Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах.

Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной деятельности в государственных органах.

К конституционным принципам государственной службы относятся:

1. принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2. принцип федерализма, обеспечивающего единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3. принцип законности;

4. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

5. принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

6. принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

7. принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.

Прочие принципы государственной службы, содержащиеся в ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы РФ» и в ст. 5 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» можно отнести к организационным принципам государственной службы. Это:

1. принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

2. принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

3. принцип профессионализма и компетентности государственных служащих;

4. принцип гласности в осуществлении государственной службы;

5. принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: