Для понимания сущности власти важно выяснить характеристики самой природы подчинения. Она может основываться:
- на страхе перед санкциями;
- на долголетней привычке к повиновению,
- заинтересованности в выполнении распоряжений на убежденности в необходимости подчинения;
- на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных;
- на идентификации объекта с субъектом власти.
Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект.
Сила власти, основанная на страхе, вызываемом санкциями, прямо пропорциональна тяжести наказания и пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.
Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Она — надежный фактор стабильности власти до пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни.
Наиболее стабильной является власть, построенная на убеждении. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения — повиновения на основе убежденности, авторитета идентификации.
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе заинтересованности объекта и субъекта власти, убеждений подчиненных в особых способностях руководителя.
Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник
Термин «ресурсы власти» используется как в широком, так и в узком значениях.
В широком смысле ресурсы власти представляют собой все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.
Предпочтительна более узкая трактовка ресурсов, их понимание как всех тех, с использованием которых обеспечивается влияние субъекта на объект власти.
Существует несколько классификаций ресурсов для выделения различных видов власти. Широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности — на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые).
Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.
Социальные ресурсы — частично совпадают с экономическими ресурсами. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.
Культурно-информационные ресурсы: знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.
Принудительные (силовые) ресурсы — это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п.
Специфическим ресурсом власти является сам человек. Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы.
Способы властвования могут быть:
- демократическими (власть осуществляется при участии в принятии решений их исполнителей),
- авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными),
- тоталитарными (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона),
- деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие),
- либеральными (уважение свободы и прав личности) и др. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
1) легальностью использования силы в пределах государства;
2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы;
З) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
4) моноцентричностью, т.е. наличием единого центра принятия решений;
5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
По сферам проявления власть целится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п.
По широте распространения выделяются: мегауровень — международные организации, например ООН, НАТО и т.п.; макроуровень — центральные органы государства; мезоуровевь – региональные организации (областные, районные и т.п.), подчиненные центру, и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.
Возможна классификация власти по функциям ее органов, например законодательная, судебная и исполнительная власти государства; по способамвзаимодействия субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарная, тоталитарная.