Понятие и принципы патентного права (ППр) 90

Авторские права 86

Права автора - это субъек. правомочия, принадлежащие конкрет. субъекту по поводу конкр. произ-я. Носят имущ, или неимущ, личный характер. 1.Личные неимущ, права:

• пр. авторства -право создателя считать себя автором и требовать этого от других. Сущ-т в течение жизни автора. После смерти - право лишь охраняется законом как юридический факт. Оно непередаваемо и неотчуждаемо ни при каких обстоятельствах;

• пр. на авторское имя — связано с фактом использования произ-я. Это возможность автора обнародовать произведение под своим именем, анонимно или под псевдонимом. Не отчуждаемо и не передаваемо;

• пр. на обнародование в любой форме - право сделать его достоянием неопределенному кругу лиц; Составной частью пр. на обнарод-е явл. право на отзыв - отказаться от ранее принятого решения об обнародовании (возможно на любой стадии: когда нах-ся на рецензирование, наход-ся в печати, в продаже). Но при этом должно соблюдаться одно условие: после заключения договора автор должен возместить все убытки, кот. были причинены др.стороне! У обнародованного и необнародованного произведения разные режимы. Если автор сделал опубликование об отзыве произведения, это произведение считается неопубликованным и его использование другими лицами фактически не допустимо. Право на обнародование - передаваемо при жизни автора и переходит по наследству, (при условии опубликования произ-я в неизменном виде).

• Пр. на защиту репутации автора (право на неприкосновенность произв-я) - произ-е, как оно создано, неприкосновенно! Пользователь не имеет права: дополнять, изымать, выбрасывать, изменять что-либо без согласия автора (без согласия автора нельзя произ-е снабдить иллюстрациями, ремарками и т.п.). Непередаваемое право. Но наследникам переходит право на защиту любого права автора (т.е. само право не переходит, а переходит защита)

Имущественные права (ст. 16): указание на то, что исключ. права на использ-е произ-я принадлежат автору, не следует понимать ограничительно: такие же искл-е права принадлежат и лицам, к кот. имущ, автор, права перешли по Закону (на основе ст. 13, 14, 29) или по договору (ст. 30). В 3 «Об автор.прав» провозглашено наличие у автора исключ. прав на использ-е произ-я. Это означает, что все имущ, автор, права сводятся к единому праву - праву на испол-е произ-я. Это важная новелла рос. закон-ва, отличающая его от прежнего совет, закон-ва. Последнее формулировало отдельные автор, правомочия, но не сводило их к единому праву на испол-е.

Кроме того, в новом Законе имущ, автор, права прямо названы исключ-ми. Это не только сближает авторские права с правом собст-ти, с патентным правом, с правом на товарные знаки, но и позволяет преодолеть широко распространенное в совет, литературе мнение о том, что АП не носят исключ. характера, что сводило имущ, права автора к праву на получение вознаграждения:

Имущ.права: право на воспроизведение (копирование);на распространение экземпляров любым способом;на публичный показ, исполнение;на перевод;на аранжировку или иную переработку;практическую реализацию проектов (дизайнерская работа);авторы произведения изобразительного искусства - право доступа к произ-ю (для его копирования), право следования - при публичной перепродаже произведения по цене, превышающей на 20 % предыд. цены. Автор имеет 5 % от цены (перепродажной). При жизни не передается. По наследству передается только прямым наследникам и действует в течение действия авторских прав.

Эти авторские права носят исключительный характер (т.е. находятся в исключ. праве автора и ими можно воспользоваться только на договорной основе)

Срок действия АП-в - втечении жизни автора, 50 лет после смерти автора насл-ми или спец. организ-ми (исчисляется с 01.01.года следующего за годом смерти). Если произведение создано в соавторстве - 50 лет с года смерти последнего соавтора. Если произ-е под псевдонимом - в течении 50 лет со дня обнародования. По истечении 50 лет произ-е переходит в общенародное достояние (кто угодно может использовать данное произ-е свободно: воспроиз-ть, писать сценарии).

Имущ.права автор или иной владелец АП-в может потребовать по дог-ру выплаты ему вознагр-я за каждый вид использ-я произ-я. Этим и ограничивается смысл данной нормы. Она не устанавливает обязанности выплаты автор. Вознагр-я пользователям за использ-е каждого имущ, правомочия, ибо автор или иной владелец АП-в может дать согласие на безвозмездное пользование отдел, правомочиями. Норма не исключает возможности установления в автор, дог-ре единого вознаграждения за испол-е разных имущ. прав.


Защита авторских прав 87

За нарушение правил, предусмотренных Законом об авторских и смежных правах наступает гражданская, уголовная и административная ответственность.

Меры защиты авторских и смежных прав: обладатели исключительных авторских и смежных прав

вправе требовать от нарушителя: признания прав; восстановления положения, существовавшего до

нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

возмещение убытков, включая упущенную выгоду; взыскания дохода, полученного нарушителем

вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплаты компенсации в

сумме от 10 до 50000 МРОТ устанавливаемых законодательством РФ, определяемой по усмотрению суда

или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода; принятия иных

предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав, (меры применяются по

выбору обладателя авторских и смежных прав). Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или

выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных

прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма

штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты. За

защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в

установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного

следствия в соответствии с их компетенцией.

Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм (экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. А также экземпляры охраняемых в РФ в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в РФ из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться) подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

В соответствии со сложившейся в российской юридической практике традицией принято различать охрану прав (установление общего правового режима) и защиту прав (меры, которые принимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены). Если закон дает право, то он должен давать также и средства его защиты. Собственно, последние есть не что иное, как реальное, в необходимых случаях принудительное осуществление права. Законодательство содержит достаточно эффективные механизмы защиты от незаконного использования объектов авторского права и смежных прав, однако далеко не всегда они реализуются на практике. Причины кроются не только в экон., но и во внеэкон.факторах, которые порой влияют на уровень защищенности ничуть не меньше.

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" предусматривает создание особой системы реализации автор, и смежных прав, получившей название "системы коллективного управления имущественными правами". Смысл: обеспечить имущ-е права обладателей смежных прав в тех случаях, когда их осущ-ие в индивидуальном порядке оказывается невозможным либо затруднительным. Основной задачей обществ, осущ.коллективное управление имущ-ми правами, являются сбор, распределение и выплата вознаграждения правообладателям. Дополнительные задачи: предоставление лицензий пользователям и контроль за соблюдением их условий, борьба с нарушениями, а также осуществление функций социального и культурного характера. Таким образом, названные общества призваны осуществлять не только сбор и распределение вознаграждения за различные виды использования произведений, но и представительство интересов правообладателей, своего рода "лоббистскую деятельность" и любые иные действия, для плодотворности которых необходимо, чтобы они были коллективными.


Авторский договор: понятие, виды, условия, ответ-ть 87

В целях исполь-я произв-я автор или его правопреемник вправе заключить с соответствующей

организацией авторский договор (авдог). Отличит.особенностью авдога является его предмет: автор

передает или обязуется передать пользователю имущ.авторс.права на использование произведения. Авдог

должен быть заключен в письм.форме. В случае если письм. форма авдога не была соблюдена, стороны

лишаются права доказывать факт заключения дог-pa и его условия с помощью свидет-х показаний. В

устной форме может быть заключен только авдог об использовании произведения в периодич.печати.

Особое значение имеет вопрос о составе и объеме прав, передаваемых по автор.дог-ру. Такими правами

могут быть только имущ.авторские права на использование произведения. При разрешении

первоначальным правообладателем использовать свое произведение другим лицам (при передаче автором

исключительных прав) условия такого использ-я: либо автор передает имущ.права опред-му лицу, лишая

себя возможности самому осуществлять эти права и передавать их др.лицам; либо автор сохраняет за собой

возможность самому осущ-ть имущ.права или разрешать их осущ-е другим лицам, несмотря на то, что

соответ.права уже были переданы по авдогу. Виды. По характеру передаваемых прав различают сл.виды

автор.дог-в: 1) авдог о передаче прав, 2) авдог заказа. Особенностью последнего является то, что он

заключается еще до того, как автор создал произведение. По способу использования произведения, на

которое передаются права, различают издательские, постановочные, сценарные договоры и т.д. По сроку,

на кот.передаются автор.права: 3)с опред-м сроком использования, 2)дог-ры без указания такого срока. Для

автор.дог-pa существенными являются условия: способы использования произведения (конкретные права,

передаваемые по данному договору в отношении конкретного произведения); территория, на

кот. пере дается право (если в договоре не указана- права ограничивается тер-й РФ); размер вознаграждения

и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использ-я произвед-я, порядок и

сроки его выплаты (может быть в виде % от дохода, зафиксированной суммы...- выплачиваться

периодически или единовременнам платежом); другие условия, которые стороны сочтут сущес-ми для

данного дог-pa. При отсутствии к-л из существенных условий он будет считаться незаключенным, а

соответствующие права по нему непереданными. Размер авторского вознаграждения не может быть меньше

размера, уст-го Правительством РФ. (Наприм.: постанов-е Правительства РФ от 21.03.94г. "О минимальных

ставках авторского вознаграждения за некот. виды использования произведений литературы и искусства").

Ответственность автора за нар-е дог-pa: Автор обязан возвратить авторское вознаграждение, полученное

по договору о передаче произведения для использования, если договор расторгнут организацией вследствие

того, что автор по своей вине не передал ей произведения в установ-й договором срок; выполнил

заказанную работу не в соответствии с условиями договора или недобросовестно; отказался от внесения

исправлений, предложенных ему в порядке и пределах, установленных договором; передал без

писм.разрешения др.стороны третьим лицам. Если организация отклонила произведение по основаниям,

предусмотренным договорам, и не доказала по суду недобросовестности автора в исполнении заказанной

работы, полученное по договору вознаграждение сохраняется за автором в целом или в части,

определяемой типовыми договорами. Эта часть не может быть меньше 25% суммы договора.

Ответственность организации: Если в срок, уст-й дог-м о передаче произв-я для использования,

организация не осуществит или не начнет использование одобренного ею произведения, она обязана по

требованию автора уплатить ему обусловленное вознаграждение полностью. В этом случае автор вправе

также отказаться от договора и потребовать возврата переданных по договору экземпляров произведения.

Организация освобождается от обязанности уплатить автору часть вознаграждения, которую он должен

был бы получить после начала использования произведения, если докажет, что не могла использовать

произведение по обстоятельствам, зависящим от автора. Виды по кодексу:

1.По авдогу о передаче прав автор или его правопреемник передает либо автор обязуется создать и в установл.дог-м срок передать произв-е орган-ции для использ-я обусловленным способом, а организация обязуется осуществить или начать это использ-е в установленный договором срок, а также уплатить автору или его правопреемнику вознаграждение, кроме случаев, указанных в законе. 2.По авт.лицензионному дог- ру автор или его правопреемник предоставляет организации право использовать произв-е, в том числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных дог-м пределах и на опред. дог-м срок, а организация обязуется уплатить вознаграждение за предоставление этого права или за использ-е произв-я.


В объект.смысле - нормы регулирующие отн., связанные с признанием объектов патенто-способными, их правовой охраной и защитой прав патентообладателя. В субъективном - ряд правомочий, принадлежащих патентообладателю. Ранее существовал похожий институт - изобретательским правом (выдав-сь авторское свид-во, в кот. указ-сь кто автор и.., т.о. произ-е становилось общенародным достоянием. Никакой монополии не было. Автор получал 2%. Т.о. деюре ППр существовало, но дефакто -его не было). С становлением рыночной экономики появилась необходимость преобразовать изобретение в товар. Документом, кот. это сделал явился Патент - единственная правовая форма, защищающая изобретение и позволяющая им торговать.

Принципы ППр: 1.Своевременное и правильное оформление прав на объект ППр. Никакой прав.охраны, никаких патентообладателей не возникает до того момента пока он не оформит правильно и грамотно патент. Т.е. права изобретателя возникают с момента оформления патента (не позднее 6 месяцев со дня обнародования - в противном случае сохранится право на идею, но не право на продажу); 2.Проверка объекта на требования (критерий) правовой охраны. Прежде чем выдать патент объект подлежит экспертизе-есть ли в объекте те признаки, кот. указаны в Законе.

Условия патентоспособности 1. Изобретения: оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Объектами изоб-я могут являться: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного заранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению. Не признаются патентоспос-ми изобр-и: научные теории и матем. методы; методы организации и управления хозяйством; условные обозначения, расписания, правила; методы выполнения умственных операций; алгоритмы и программы для вычислительных машин; проекты и схемы планировки сооружений; решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей; сорта растений и породы животных; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности... 2. Полезной модели: она является новой и промышленно применимой. В качестве полезных моделей не охраняются: способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культур клеток растений и животных, а также их применение по новому назначению; а также объекты, не признаваемые патентоспособ. изобретениями (см. выше). З.Промышленного образца: - это художественно-конструкторское решение изделия определяющее его внешний вид. - если он является новым, оригинальным и промышленно применимым. Не признаются патентоспособ. Промыш. образцами решения: обусловленные исключительно тех. функцией изделия; объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промыш., гидротехнических и других стационарных сооружений; печатной продукции как таковой; объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ; изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Т.о. объект становится охраняемым не с момента заявки на патент, а с момента решения эксперта, (в этих двух принципах проявляется формальный характер ППр).; 3.Признание приоритета не за тем, кто изобрел, а за тем, кто первым запатентовал. Если несколько одинаковых заявок в одно число - см. на регистрационный номер.

Источники патентного права: Патентный закон РФ от 23.09.92г.; Правила оформления патентных заявок, правила уплаты пат. пошлин и т.п. (на уровне Постановлений правительства); Парижская конвенция 1065 г. «Об охране промышленной собственности» - суть в том, чтобы упростить порядок патентования в любой др. стране, присоединив, к этой конвенции - более 90 гос-в; Евразийская конвенция «Об охране права собственности» - направлена на расширение границ правовой охраны.

Объекты патентного права: изобретения; промышленный образец; полезная модель - все относятся к промыш. собст-ти, но не исчерпывают последнюю (в нее входят и товарные знаки; и обозначение происхождения товара; наименование участников гражданского оборота; не названные объекты; «ноу-хау»; рационализаторские предложения. Они могут носить технич. или нетех. характер. Объединяет то, что они все идеальные объекты (от слова идея).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: