Под муниципальным долгом понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных муниципальных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенному сроку.
Муниципальный долг характеризует эффективность всех кредитных операций, совершаемых муниципалитетом. Его абсолютная величина, динамика, темпы изменений отражают состояние экономики и финансов муниципалитета, эффективность функционирования местных управленческих структур.
Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования существуют в форме:
· кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
· займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
· договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
· долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
Для проведения эффективной финансовой политики в области муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления муниципальным долгом.
Управление муниципальным долгом, представляет собой комплекс мер, предпринимаемых муниципалитетом в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения муниципальных займов, а также по обеспечению гармонизации интересов заемщика (т.е. муниципального образования) и кредиторов (инвесторов).
Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.
Основными задачами, решаемыми в процессе управления муниципальным долгом, являются:
- снижение стоимости долга посредством удлинения сроков заимствований, уменьшения доходности муниципальных ценных бумаг, поиска наиболее «выгодных» с этой точки зрения инвесторов;
- выполнение органами власти взятых на себя финансовых обязательств и тем самым поддержание, как на внутреннем, так и внешнем рынках репутации первоклассных заемщиков;
- эффективное и целевое использование заимствованных средств;
- координация действий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления на рынке государственных и муниципальных долговых обязательств;
- обеспечение стабильности рынка муниципальных ценных бумаг.
Эффективность процесса управления муниципальным долгом предполагает использование определенного перечня финансовых методов, к числу которых можно отнести: реструктуризацию, конверсию, консолидацию, унификацию, рефинансирование, обмен облигаций по регрессивному соотношению, аннулирование займов и т.д.