Классификация отклонений в психическом развитии человека.
Категории аномальных детей по характеру нарушений.
1. дети с сенсорной неполноценностью;
2. дети с нарушением интеллектуальной сферы;
3. дети с нарушениями речи и нарушением опорно-двигательного аппарата;
4. дети с эмоциональными нарушениями поведения;
5. дети со сложными дефектами;
6. дети с искаженным развитием (с начальными проявлениями психических заболеваний).
Понятия «аномальный ребенок» и «дефект развития». Рабочее определение «аномальный ребенок» в классической дефектологии выглядело следующим образом: это ребенок, который имеет три Д – дефект, депривация, дезадаптация, девиация.
Понятие о причине детских аномалий. Подходы к систематизации причин: по характеру воздействия на организм (эндогенные, экзогенные), по времени воздействия (пренатальные, натальные, постнатальные), по происхождению (органические, функциональные). Наследственная патология. Генные и хромосомные нарушения. Социальная депривация. Мировая статистика отклонений, нарушений развития человека
|
|
Причины нарушенного развития можно разделить по признаку ведущего фактора развития и периода повреждающего действия на:
· социальные и генетические;
· пренатальные, натальные и постнатальные.
В основу разработки проблемы определения закономерностей нарушенного развития легла теория Л.С. Выготского.
Основные положения, разрабатываемые в специальной психологии.
Действие механизма компенсации в психическом развитии: возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично-нарушенных функций. Существуют следующие виды компенсации: внутри-системная (или коррекция) и межсистемная. Дефект также имеет определенную структуру: первичный – физиологическое нарушение, вторичный – нарушение в психическом развитии, произошедшее вследствие действия первичного дефекта.
Для оптимального развития ребенка необходимо соблюдать следующие условия:
· включение в разнообразную социально-значимую деятельность;
· стимулировать потребность в компенсаторном развитии;
· судьбу личности решает социально-психологическая реализация дефекта;
· осознание дефекта;
· формирование привычки к трудовому усилию.
Л.С. Выготский предположил, что закономерности возрастного развития детей с особыми потребностями точно такие же, как у детей без нарушений. Наряду с этим, существуют специфические закономерности.
Специфические закономерности нарушенного развития.
1. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.
2. Трудность словесного опосредования.
3. Замедление процесса формирования понятий.
4. Неравномерность формирования психических функций.
5. Нарушение коммуникации.