Социология и журналистика: общее и особенное

Журналистика как социальный институт (теоретические, социально-политические, естественно-научные и исторические предпосылки возникновения, современное состояние).

Лекция 1. Журналистика и социология в методологии

научного познания социальной реальности

Исходной точкой для четкого определения предмета, объекта, целей и задач, методов социологии журналистики является рассмотрение места и роли журналистики и социологии в методологии научного познания социальной реальности. Сущность социологии как научной дисциплины, принципы ее взаимоотношения с другими гуманитарными науками мы рассмотрели в общем курсе “Социология”. Поэтому изучение курса “Социология журналистики” целесообразно начинать с уяснения места и роли журналистики как системы определенных знаний в методологии научного познания общества, закономерностей и законов ее функционирования и развития.

Журналистика как социальный институт возникает в период становления гражданского общества (в этом, вспомним, проявляется ее сходство с социологией). Теоретическими предпосылками ее становления как социального института являются: введение в научный оборот в XVIII веке категории “общество”; идеи гуманизма эпохи Просвещения; теория естественного общественного порядка; идея свободы информации, которой должны обладать все члены общества; формирование Гегелем в социальной философии концепции общественного мнения. Основной социально-политической предпосылкой стало отделение общества от государства, дифференциация государства и церкви, стратификация общества. К естественно-научным предпосылкам следует отнести интенсивное развитие науки, промышленную революцию, значительные технические изобретения и открытия: изобретение в 1784 году механического станка Картрайта, в 1771 году — искусственных красящих веществ, к 1799 году — открытие глицерина и самое главное — изобретение в 1769 году паровой машины Уатта. Наконец, историческими предпосылками становления журналистики как социального института стали Великие буржуазные революции в Англии, Франции и Голландии, развитие капитализма и формирование новых производственных, а, следовательно, и общественных отношений.

Таким образом, с конца XVIII века журналистика становится многомерным социально-экономическим явлением, которое может рассматриваться: как институт общества, как система специальных знаний, как совокупность средств и приемов массовой информации, как профессиональная деятельность и как элемент политической системы. Нас интересует, прежде всего, оформление журналистики как социального института, что привело к возникновению социологического изучения журналистики, т.е. стало отправной точкой формирования социологии журналистики, а также развитие журналистики как специфического способа исследования социальной реальности, совокупности методов и приемов изучения общества.

С этих позиций, журналистике как социальному институту сегодня присущи следующие качества и характеристики.

Во-первых, в настоящее время можно констатировать нарастание кризисных явлений в журналистике и, особенно, в ее отношениях с социальной средой. Они проявляются в высоких темпах сокращения массово-информационного производства, в резком падении тиражей печатных СМИ, уменьшении реальной и целевой аудитории других каналов и источников информации.

Во-вторых, общество начинает осознавать, что общечеловеческой ценностью является не свобода журналистики, СМИ, а свобода массовой информации, которой должны обладать все члены общества.

В-третьих, сегодня журналистика претендует на роль ведущего социального института, который вправе контролировать и произвольно направлять потоки информации, т.е. журналистика, вместо того чтобы отражать интересы общества, стремится замещать его.

В-четвертых, в журналистике сейчас доминирует порядок, давно утвердившийся в мировой практике, где выстроена жесткая зависимость по линии: собственник — издание — общественное сознание и поведение. “Грамотное управление газетами невозможно без введения (в редакциях) диктатуры”, — утверждал газетный магнат Р. Максвелл. Ему вторит другой монополист Р. Мэрдок: “Я даю инструкции своим редакторам по всему миру”. Все это означает, что роль журналистики как социального института сейчас в огромной степени производна от социальной активности владельцев СМИ, т.е. общество лишилось механизмов контроля над журналистикой, которые перешли к товарному рынку, собственникам и сотрудниками СМИ. Таким образом, есть все основания констатировать оформление такого явления как асоциальная журналистика.

В-пятых, за последнее десятилетие резко снизился уровень профессиональной культуры журналистов.

В-шестых, появилась точка зрения, что журналистике как социальному институту угрожает кризис-отмирание. Председатель Фонда защиты гласности РФ

А. Симонов так формирует этот вывод: “Журналистика на самом деле находится на краю катастрофы, и если она этого не осознает, то все наши благие намерения относительно того, на каких условиях мы будем ей доверять… ничего не дадут, потому что мы будем доверять чему-то другому, что уже перестанет быть журналистикой”. С этой позиции предполагается, что разрушение журналистики как социального института пойдет по следующим направлениям:

1. В организационном плане предполагается, что будут отмирать устойчивые формы существования журналистики, радикально преобразуются типы и структура СМИ. Последнее связывают с коммуникационной революцией, информационными взрывами и технологическими изменениями.

Прежде всего речь идет о технологических изменениях, обеспечивших быстрое развитие телекоммуникаций (например, телематики или телетекста), а также слияние СМИ с компьютерными мультимедиа. При этом термин мультимедиа рассматривается в двух значениях: первое — связано с экономическими процессами в сфере масс медиа и относится к компаниям, концернам, карпорациям, во владении которых имеется более чем одно средство массовой коммуникации (например, телестанция плюс газета, плюс студия грамзаписи). Это такие “мультимедиа империи” как Time Warner, Sony, News Corporation, Capital Cities /ABC, NHK, General Electric /NBC, Microsoft, CNN, Finivest (Руперт Мердок, Сильвио Берлускони, Билл Гейтс). Второе значение принадлежит компьютерной сфере и представляет собой новую компьютерную технологию подачи информации и истолковывается как распространение информации более чем в одной форме. Оно включает использование текста, звука, графики, мультипликационной графики и видео в компьютере, т.е. компьютерные мультимедиа. Во-вторых, речь идет о возникновении информационных супермагистралей. Это новое понятие, которое ввел в оборот заведующий лабораторией медиа Массачусетского технологического института Н. Негропонте в своей книге “Пребывая оцифрованными” (Biing Digitalized). Считается, что информационная супермагистраль — это бесконечная паутина коммуникаций и информационных услуг вместе с другими элементами информационной инфраструктуры, такими, как компьютеры, базы данных и бытовая электроника, которые будут поставлять нескончаемое количество информации ее потребителям, вооруженным персональными компьютерами и мультимедиа – приставками. К мультимедиа-приставкам относятся модемы, лазерные диски, интерактивное программирование, интерактивное видео, компьютерные игры. Характерно, что в развитых странах информационная супермагистраль уже сегодня рассматривается как социальный или политический институт. Бывший вице-президент США А. Гор официально отвечал за развитие информационной супермагистрали в Америке. В 1994 году он заявил, что “наивысшим приоритетом страны на протяжении последующей декады является обеспечение доступа каждой школы, библиотеки и больницы к обучающим и информационным возможностям супермагистрали”, а также, что: “Информационная супермагистраль — это метафора самой демократии”. Как результат, в 1996 году в США был принят “Акт телекоммуникационных реформ”, который разрешил слияние компаний, принадлежащих к разным сферам коммуникации, а телефоны и факсы причислил к масс медиа.

2. В методическом отношении предполагается, что будут ломаться системные методы и стиль журналистской практики.

3. В институциональном измерении предполагается, что журналистика трансформируется в службу с определенными социальными ролями и статусом.

Таким образом, сегодня встает вопрос: отмирание журналистики как социального института объективная необходимость или просто коньюктурная реальность? Ответ на этот вопрос может дать социология. А это означает, что и как в момент своего возникновения социология и журналистика как институт общества сегодня “обречены” на тесное взаимодействие и взаимодополняемость в методологии научного познания социальной реальности.

Итак, социология и журналистика изначально тяготеют друг к другу. Во-первых, на уровне объекта изучения. У социологии это массово-статистические факты, явления, процессы, то общее и особенное, что присуще интересам, ориентациям, образу жизни, другим характеристикам социальных общностей. У журналистики это социологически освоенная социальная реальность.

Во-вторых, общее социологии и журналистики проявляется на уровне предмета изучения. У социологии это законы, тенденции, параметры, характеристики происходящих в обществе событий и процессов. У журналистики это проявление этих законов, тенденций в социальной практике.

В-третьих, общее социологии и журналистики проявляется на уровне целеполагания. Социология исследует прошлое, настоящее и будущее социальных общностей на основе научной парадигмы. Журналистика ориентирована на то же самое, но на основе эмоционально-образного отражения, т.е. дает обществу предварительное, приблизительное знание о социальной реальности. В определенной мере можно сказать, что журналистика основывается на разведывательной стратегии социологических исследований, является, образно говоря, “разведывательной социологией”.

Общее и особенное в социологии и журналистике находятся в постоянном динамичном равновесии. Общим для социологии и журналистики, например, является производство информации социально-политического характера. Однако социологическая информация при этом нейтральна и объективна, так как является научным знанием. Журналистика же нацелена на обыденное знание, на изменение характеристик социальной реальности. Хотя при этом социология и журналистика в методах познания социальной реальности больше сходятся, чем расходятся. Принципиальное различие между ними проявляется в методах изложения полученной информации: социология выстраивает логический и фактологический ряды, журналистика прежде всего эмоционально-образный ряд. Особенностью журналистики является также то, что она является элементом политической системы в отличие от социологии. Причем элементом не пассивным, а активным, претендующим на роль регулятора других политических подсистем, т.е. на роль “четвертой власти”.

В целом детальное сопоставление журналистики и социологии на методологическом уровне представлено в учебном пособии “Журналистика и социология” (МГУ, 1995 г.). Поэтому в лекции мы его рассмотрим в тезисной форме:

1. социология и журналистика относятся к обществоведческой сфере, при том, что социология в большей мере ориентирована на прогнозирование развития социальных процессов и явлений, а журналистика на текущую социальную практику;

2. социология и журналистика руководствуются сходными принципиальными установками: гуманистическая направленность, социальная ответственность, гражданская заинтересованность, стремление к получению надежной и достоверной информации;

3. у социологии и журналистики общие объекты исследования и отражения — современное общество и его структурные компоненты, взятые и в объективном (факты, поведение), и в субъективном (мнения, интересы, отношения) измерениях; однако социология оперирует массово-статистическими фактами, а журналистика описывает конкретные, единичные и личностноокрашенные факты и события;

4. социологи и журналисты используют похожие методы деятельности, среди которых социологи ориентированы на массовые и формализованные методы, а журналисты на конкретные и неформализованные;

5. основной адресат (потребитель продукции) для социологов — институты власти и управления, для журналистов — массовая аудитория; но как социология во многом ориентирована на изучение и формирование общественного мнения, так и журналистика взаимосвязана со всеми социальными и политическими институтами общества;

6. взаимодополняя друг друга, социология и журналистика создают полную картину мира, в которой статистические значимые факты и закономерности сочетаются с отражением индивидуальных форм жизнедеятельности общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: