Тема 7. Инновационный менеджмент в стратегическом управлении

Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

Стратегическое планирование преследует две основные цели.

1. Эффективное распределение и использование ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди.

2. Адаптация к внешней среде (экономические изменения, полити­ческие факторы, демографическая ситуация и др.).

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна учитывать:

- основное направление деятельности фирмы;

- рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);

- культуру организации, ее тpaдиции, рабочий климат.

Второй этап стратегического планирования - конкретизация целей. Например:

1) прибыльность;

2) рынки;

З) производительность;

4) продукция;

5) финансовые ресурсы;.

6) производственные мощности, здания и сооружения;

7) НИОКР и внедрение новых технологий;

8) организация;

9) человеческие ресурсы;

10) социальная ответственность.

- Цели могут быть долгосрочными (до 10 лет), средне­срочными (до 5 лет) и краткосрочными (до 1 года).

Стратегическое планирование опирается на тща­тельный анализ внешней и внyтpенней среды фирмы.

Факторы, связанные с внешней средой, - это экономи­ка, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Целесообразно для этого провести исследования по следующим направлениям: -оценить текущую стратегию конкурентов;

- исследовать влияние внешней среды на конкурентов;

- собрать сведения о научно-технических разработках соперников, составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути противодействия.

Раз­работка стратегии осуществляется по следующей схеме:


Рисунок 2 - Фазы стратегического планирования

Фаза А является наиболее сложной. Механизм ее реализации наглядно представлен на схеме

 
 


~

 
 
Формулировка стратегии


Рисунок3.- Формулировка стратегии

Типы инновационных стратегий:

1. Наступательная. Она свойственна малым инно­вационным фирмам.

2. Оборонительная - направлена на удер­жание конкурентных позиций фирмы на уже имеющихся рынках. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР

3. Имитационная. При этом копируются основные потребительские свойства нововве­дений, выпущенных на рынок малыми инновационны­ми фирмами.

Инновационная стратегия на основе теории жизненного цикла продукта, учитывает фазы:

1. Зарождение. Появление зародыша новой системы в среде старой или исходной.

2. Рождение. Появляется новая система по образу и подобию систем, ее породивших.

3. Утверждение. Система стремится самоутвердиться.

4. Стабилизация. Она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.

5. Упрощение. "увядания" системы: зрелость уже позади, а впереди старость.

6. Падение. Снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы.

7. Исход. Завершение снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы.

8. Деструктурuзацuя. Остановке всех процессов жизнедеятельности системы.

Согласно современной экономической науке фирма, предпри­ятие вынуждена работать над товаром, относящимся к трем поколениям техники - уходящему, господствую­щему и нарождающемуся (перспективному).

Стратегическое планирование требует выявления и прогнозиро­вания тенденций развития каждого поколения соответ­ствующей техники на всех стадиях eгo жизненного цик­ла.

Полный цикл жизни отдельного поколения техники охватывает как минимум три частных цикла: научный, изобретательский и производственный.

Методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов можно свести к следующим пяти методам:

1. Метод структурно-морфологического анализа. Предназначен для фиксации появления принципи­ально новых разработок (идей, технических решений.

2. Метод определения характеристик публикационной активности. С его помощью можно опре­делить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране.

3. Метод, базирующийся на выявлении групп патент­ных документов Выявляет направления, в которых мощность патентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.

4. Метод терминологического и лексического анализа. Позволяет выявить зарожде­ние принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен термино­логическому анализу; различие лишь в том, что рас­сматриваются не конкретные термины, а словосочета­ния (лексические единицы).

5. Метод показателей основывается на том, что изучая динамические характеристики показателей техниче­ских систем, можно получить четкое представление о тенденциях в мировой и отечественной практике и научных изыскания

Принятие управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит из нескольких блоков.

Первый - Разработка морфологической классифика­ции предметной области, в которой техно­логическая цепочка производства разбита На элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия, используемые материалы и т.д.).

Второй блок - разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной патент­ной классификации изобретений. (МКИ) утвержден в 195'4 г. В 1970 г. - она была введена в бывшем СССР:как основная система классификации изобретений.

В соответствии со Страстбургской кон­венцией МКИ называется Международной патентной клaссификацией (МПК). МПК состоит из восьми раз­делов, 118 класссов и 617 подклассов. Расположение классифицируемых областей осуществляется по восьми разделам:

А - удовлетворение жизненных потребностей человека;

В - различные технологические процессы;

С - химия и металлургия;

D - текстиль, бумага;

Е - строительство, горное дело;

F - механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, взрывные работы;

G - физика;

Н - электричество.

Направления выбора инновационной стратегии с учетом рыночной позиции (контролируемая доля рынка и динамика его развития, доступ к источникам финан­сирования и сырья, позиции лидера показаны на схеме

Выбор стратегии осуществляется по каждому на­правлению, выделенному при постановке цели.

Технологическая позиция
  Рыночная позиция   Слабая Благоприятиная Сильная
  Сильная Приобретение другой фирмой Стратегия следования за лидером Интенсивное НИОКР, технологическое лидерство
Благоприятная Рационали-зация Поиск выгодных сфер приложения технологии
Слабая Ликвидация бизнеса Рациона лизация Организация рискового проекта

Рисунок 4. Направления выбора инновационной стратегии

Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной группой и предназначена для выбора стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли:

  Доля рынка
Темпы роста Высокие Звезда ­ ?
Низкие Корова Собака

«Звезды» должны выбирать стратегию роста. «Дойные коровы» выбирают стратегию ограниченного роста. «Собаки» выбирают стратегию отсечения лишнего.

Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастyщих отраслях, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ для них неоднозначен.

Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукция/рынок:

Т а б л и ц а 2

  Продукция, выпускаемая в настоящее время, % Новая продукция, связанная с выпускаемой, % Совершенно новая продукция, %
Имеющийся рынок      
Новый рынок, но свя- занный с имеющимся      
Совершенно новый рынок      

Руководство должно учитывать четыре фактора:

- Риск принимаемых решений;

- Знание прошлых стратегий и результатов их при­менения;

- Фактор времени;

- Реакция на владельцев.

- Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью консультативной фирмы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: