Нарушение высших мозговых функций

Реализация высших мозговых функций зависит преимуще­ственно от работы коры больших полушарий, ее целостности. Симптомы нарушения обусловлены местом поражения коры, величиной очага поражения и в большинстве случаев указы­вают на место расположения патологического очага.

Невропатологи чаще учитывают такие нарушения, как афазии, агнозии, апраксии. Психиатры основываются на ана­лизе комплексных проявлений высшей нервной деятельности: мышления, памяти, воли, эмоций, сознания, типа нервной деятельности, тина личности, о чем будет сказано во втором разделе учебника.

Афазия — это расстройство речи. Функция речи обеспечи­вается речевыми центрами, расположенными в лобном, ви­сочном, теменном отделах ведущего (доминантного) полуша­рия головного мозга. Доминантным у правшей является левое полушарие, у левшей правое.

При поражении лобных отделов развивается моторная афазия — больной понимает обращенную к нему речь, но сам говорить не может. Моторная афазия может быть полной и частичной, когда больному трудно выговаривать отдельные слова, буквы, фразы.

При поражении височной доли развивается сенсорная афа­зия больной не понимает обращенной к нему и собствен­ной речи, иногда при этом многоречив, однако уловить смысл его речи невозможно ("словесная окрошка").

При поражении места соединения височной, теменной и затылочной долей (угловая извилина) возможно развитие амнестической афазии — больной не может вспомнить названия предметов, но знает их предназначение и функцию.

Выявляются афазии в процессе беседы с больным, тестами на повторение слов и выполнение действий, узнавание пред­метов. При больших очагах поражения может наблюдаться тотальная афазия — расстройство всех составляющих речи. Частичным проявлением речевых расстройств могут быть акалькулия (нарушение счета), алексия (нарушение чтения), аграфия (нарушение письма).

Апраксия - это расстройство праксиса. "Праксис" в пе­реводе с греческого означает действие, то есть способность выполнять последовательные комплексы движений и со­вершать целенаправленные действия по выработанному плану. Сложные действия формируются на основе посту­пающих в мозг сигналов от проприорецепторов, зрительно­го и слухового анализаторов. Поэтому апраксия связана прежде всего с патологией чувствительных анализаторов и возникает при поражении участков коры на границе темен­ной, височной и затылочной долей. В классической невроло­гии выделяют идеаторную, конструктивную и моторную апраксию.

При идеаторной апраксии нарушается возможность по­строения плана действия. Например, когда больного просят прикурить сигарету, он извлекает спичку и начинает тереть ее о ладонь, затем несет ко рту; при этом он способен повторить показанное ему действие.

При конструктивной апраксии больным трудно конструи­ровать целое из частей, например, сложить из спичек квадрат или другую фигуру, построить из кубиков дом и т. п.; подра­жательные действия при этом сохраняются.

При моторной апраксии больные не только не могут по­строить план действия, но теряют способность подражать действию.

Агнозия — это расстройство гнозиса (от греч. gnozis — по­знание). Познание расстраивается при поражении преимуще­ственно центрального отдела анализатора. Соответственно выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую аг­нозию, агнозию общего чувства (астереогнозию ). При агнози­ях нарушается способность опознавать предметы, запахи, музыку, голоса и лица знакомых, возникают трудности в чте­нии, ориентировке на улице, дома.

Акалькулия – нарушение счёта.

Аграфия – нарушение письма.

Алексия - нарушение чтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: