Специфика российского рынка

Упомянутое в пункте о предпринимательских сетях влияние несовершенств российского рынка на перспективы их использова­ния в отечественной экономике является общей чертой, ограничи­вающей широкое применение прогрессивных форм планирования в российском бизнесе.

К факторам, ограничивающим использование планирования в отечественных условиях, относятся:

• чрезмерно высокая степень неопределенности на россий­ском рынке, обусловленная продолжающимися глобальными изменениями и коллизиями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной и пр. (непредсказуемость таких изменений снижает масштабы и горизонты планирования и затрудняет состав­ление плана хотя бы на три года вперед);

• низкий уровень накопления капитала в российских эконо­мических организациях, не позволяющий осуществлять эф­фективные затраты на организацию планирования;

• отсутствие эффективных юридических и этических норм, регулирующих поведение предпринимателей, отсутствие культуры отечественного рынка.

* Последняя причина, казалось бы, не столь важная, сущест­венно снижает возможности применения российскими фирмами новых конкурентных стратегий, в частности стра­тегии диверсификации.

Еженедельник "Коммерсантъ" приводит пример того, как низ­кая культура бизнеса препятствует применению широко распро­страненной в мировой практике финансовой операции "репо". "Репо" основана на соглашении участников сделки об обратном выкупе ценных бумаг Соглашение предусматривает, что одна сторона продает другой пакет ценных бумаг определенного раз­мера с обязательством выкупить его обратно по заранее огово­ренной цене. Иными словами, одна сторона кредитует другую под залог ценных бумаг. Допустим, фирма А хочет взять у фир­мы Б кредит под залог ценных бумаг. Фирма Б, которая в этой ситуации диктует условия, конечно, заинтересована в снижении своего риска и оценит бумаги ниже их рыночной стоимости (как правило, цена кредита достигает 60-80% от стоимости зало­га). Но тогда у кредитора Б возникает труднопреодолимое же­лание не вернуть А залог - ведь стоимость ценных бумаг превы­шает выданный кредит. И если Б - не завоевавшая авторитета фирма или банк, а залог внесен не именными бумагами, а, напри­мер, ваучерами, нет никаких проблем: фирмы у нас, как известно, исчезают сотнями и совершенно бесследно ("Коммерсантъ", 1994, № 7). *

Однако перспективы внутрифирменного планирования на рос­сийском рынке можно оценить как высокие, поскольку они прямо связаны с выживанием фирмы, развитием ее деятельности. Сейчас российское планирование переживает свой "интуитивный этап" - успех в бизнесе зависит от таланта, одаренности, энергии предпри­нимателя. Но с появлением стабильных, зарекомендовавших себя экономических организаций возникают предпосылки для расшире­ния пределов внутреннего планирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: