Сэвэдж не зря обратил внимание теоретиков принятия решения на то обстоятельство, что человек руководствуется при выборе не объективными, а субъективными значениями вероятностей событий. Это общее положение нашло целый ряд экспериментальных подтверждений в психологических исследованиях.
Вера в контролируемость события, в то, что мы как-то можем повлиять на его исход, связана с субъективной вероятностью этого события. Если исход события имеет для нас позитивное значение (например, успешное окончание университета, рост объема продаж и т. п.), субъективная его вероятность растет с увеличением веры в контролируемость: чем более мы верим в то, что можем повлиять на исход события, тем выше оцениваем его вероятность (Langer E. J., 1975). Если же исход события носит отрицательный характер (например, заболевание, увольнение с работы и т. п.), то субъективная его вероятность уменьшается с увеличением веры в контролируемость.
По отношению к целому ряду ситуаций эта тенденция вполне обоснована, поскольку человек, стремящийся к позитивному исходу (или избегающий негативного) и способный повлиять на то, что с ним происходит, действительно делает позитивный исход более вероятным, а негативный — менее вероятным. Однако часто вера в подконтрольность ситуации оказывается иллюзорной, и в таких случаях оценка вероятностей событий оказывается ошибочной — завышенной или заниженной. В остроумных экспериментах Ланге (1975) показано, что у людей иногда возникает иллюзорная вера в контроль даже по отношению к совершенно случайным событиям. Для иллюстрации иллюзии контроля Ланге предоставил каждому из своих испытуемых возможность купить лотерейный билет стоимостью в 1 доллар. На этот билет можно было выиграть 50 долларов. Одной группе испытуемых экспериментатор позволил выбрать билет самостоятельно. Другая группа получила случайным образом выбранный билет от экспериментатора. До розыгрыша экспериментатор спросил каждого испытуемого из обеих групп, за какую цену они готовы были бы продать свой билет, если бы им готовы были заплатить за него больше исходной цены, т. е. больше, чем 1 доллар. В то время как испытуемые второй группы в среднем назвали цену в 1,96 доллара, испытуемые первой группы (те, которые выбирали билет самостоятельно)йапраши-вали в среднем 8,67 доллара. Логично допустить, что «самостоятельные» испытуемые запрашивали большую цену потому, что вероятность выигрыша им казалась большей, чем испытуемым другой группы. Таким образом, результаты этого эксперимента обосновывают тот факт, что вера в подконтрольность ситуации влияет на оценку вероятности события.
|
|
Другим хорошо изученным эффектом оценки вероятностей событий является так называемая эвристика доступности (Hogarth R. М., 1987). Суть этого эффекта состоит в том, что человек оценивает вероятность событий в зависимости от того, насколько легко примеры этих или подобных событий приходят на ум, всплывают в памяти. Обычно эта эвристика работает достаточно хорошо, т. к. при прочих равных условиях события, происходящие часто, легче вспомнить или представить, чем редкр встречающиеся. Но в ряде случаев эвристика доступности приводит к систематическим ошибкам. Некоторые события легче приходят на ум не потому, что они более вероятны, а в силу других факторов. Мы лучше помним событие, если оно случилось недавно, если оно имело сильное эмоциональное воздействие, если оно часто освещается в прессе и т. д. Все эти факторы приводят к тому, что мы оцениваем событие как более вероятное, часто не имея на это никаких реальных оснований.
|
|
В одном эксперименте американских студентов спрашивали, что является более вероятной причиной смерти в США: погибнуть под обломками падающего самолета или быть съеденным акулой. Большинство оценивали нападение акулы как более вероятное событие. Однако статистика показывает, что реальные шансы погибнуть под обломками самолета в 30 (!) раз больше, чем вероятность быть съеденным акулой (Pious S., 1993). По-видимому, фильм «Челюсти» и другая подобного рода информация сыграли здесь свою роль.
Другим, близким к эвристике доступности эффектом, связанным с восприятием и оценкой вероятности является эффект наглядности. Исследования показывают, что на наши оценки и суждения оказывает влияние яркость и живость информации (Nisbett R. & Ross L., 1980). Один из наиболее удачных экспериментов, демонстриру-ющий этот эффект, был проведен группой американских психологов в 1980 г. (Deaux К., et al., 1993). Испытуемые участвовали в качестве присяжных в имитации судебного разбирательства по поводу обвинения некоторого лица в вождении автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. Половина испытуемых читала «бледное» заключение обвинителя и яркое заключение защитника, другая половина, наоборот, — яркое, наглядное заключение обвинителя и «бледное» заключение защитника. Например, «бледное» описание защиты выглядело так: «Обвиняемый не был пьян, поскольку он был достаточно внимателен, чтобы избежать столкновения со встречным автомобилем». А наглядное описание того же эпизода выглядело так: «Обвиняемый не был пьян, поскольку он сумел избежать столкновения с ярко оранжевым Фольксвагеном». Результаты эксперимента показали, что наглядность заключения не повлияла на оценку испытуемыми вины обвиняемого непосредственно после зачтения заключений, однако на следующий день, когда тех же испытуемых попросили вновь дать оценку виновности обвиняемого, те испытуемые, которые читали наглядное заключение обвинителя, сместили свои оценки в сторону признания виновности (процент вердиктов «виновен» относительно возрос), а те испытуемые, которые читали наглядное заключение защитника, сместили оценки в сторону признания невиновности.
По всей видимости, эффект наглядности можно объяснить более эффективным хранением в памяти яркой, живой информации по сравнению с информацией, лишенной черт наглядности (Deaux К., et al., 1993). Таким образом, наглядная информация при прочих равных условиях легче приходит на ум, а поэтому связанные с ней события оцениваются как более вероятные. Практическими рекомендациями, непосредственно основанными на данном эффекте, могут быть, например, следующие. Во-первых, оценивая вероятность альтернативных событий необходимо уравнять их в смысле статуса наглядности, например скорректировать описание событий таким образом,Цтобы эти описания не отличались по степени их живости. Во-вторых, можно влиять на восприятие другими людьми вероятностей тех или иных событий с помощью уменьшения или увеличения степени наглядности соответствующих описаний.
|
|
Продолжая рассмотрение эффектов оценки человеком вероятностей событий, необходимо отметить, что ошибки в восприятии вероятностей зависят не только от субъективных факторов (типа веры в подконтрольность событий) или особенностей презентации информации. Оказывается, что человек склонен переоценивать малые вероятности и недооценивать средние и большие (Kahneman D. & Tversky A., 1979).
Эффект субъективной оценки малых, средних и больших вероятностей пока не имеет обоснованной теоретической интерпретации. Тем не менее, при оценке реализуемости проектов с высокой степенью риска (низкой вероятностью успеха) нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы избежать завышенной оценки или, наоборот, не перестраховаться чрезмерно там, где шансы на успех велики.
Якорный эффект имеет непосредственное отношение к народному выражению «плясать от печки». Наши оценочные суждения зависимы от точки отсчета, от исходного пункта. Представим себе такой странный, но вполне реальный эксперимент. Перед вами нечто подобное колесу рулетки. По периметру нанесены цифры. Экспериментатор запускает рулетку. В одной из двух групп испытуемых рулетка останавливается на цифре 65. Испытуемых спрашивают: «Скажите, пожалуйста, больше или меньше 65 процент африканских стран в Организации Объединенных Наций?» Следующий вопрос: «Каков, на ваш, взгляд, этот процент?» В другой группе испытуемых ситуация не отличается ничем, кроме того, что рулетка остановилась на цифре 10 и, соответственно, в первом вопросе цифра 65 была заменена на 10.
Посмотрим теперь, как отвечали испытуемые этих двух групп на вопрос о проценте африканских стран в ООН. Самое интересное заключается в том, что средние значения их ответов статистически значимо отличались. Испытуемые первой группы (той, в которой рулетка остановилась на 65) в среднем давали ответ 45%, в то же время, у испытуемых второй группы (той, в которой рулетка остановилась на 10) средняя оценка была равна 25 %. Испытуемые, как это обычно делается в таких случаях, были случайным образом выбраны из одной и той же популяции. Почему же тогда они дали ответы, так сильно различающиеся между собой? Единственная возможная причина (и различие в условиях) состоит в том, что испытуемые экспериментальных групп получили различные точки отсчета: первая — 65, вторая — 10. Эти якоря и повлияли на последующие оценки, хотя назначение якоря было совершенно случайным (рулетку вращали на глазах у испытуемых), и, кроме того, сам якорь не имел тематически никакого отношения к решаемой проблеме.
|
|
Можно ожидать, что приведенные данные вызовут недоумение, а потомш сомнение в том, что все это имеет хоть какое-нибудь отношение к реальной жизни и реальным оценкам, которые человек делает в естественных условиях. Однако эти сомнения будут безосновательными.
Рассмотрим данные другого эксперимента, который имеет самое непосредственное отношение к так называемой реальной жизни. Агентам по недвижимости (риэлтерам) была предоставлена возможность посетить дом, предназначавшийся для продажи. Этот дом был официально оценен экспертами в 135 тыс. долларов. Перед посещением дома риэлтеры получили стандартный 10-страничный пакет информации, который обычно используется для оценки стоимости недвижимости. Все агенты получили одну и ту же информацию за одним исключением: в пакетах одних агентов (группа 1) была указана цена на 11-12 % ниже реальной, других (группа 2) -$- на 4 % ниже реальной, третьих (группа 3) — на 4 % выше реальной, четвертых (группа 4)— на 11-12 % выше реальной. У риэлтеров было 20 минут для того, чтобы осмотреть дом, после чего они должны были дать свои оценки цены дома (всего четыре типа стандартных оценок). Результаты эксперимента приведены в табл. 2.
Таблица 2. Средние оценки, данные риэлтерами (в долл. США)
Указанная цена (якорь) | Оценка стоимости | Рекомендуемая цена | Приемлемая цена | Минимальное предложение |
Глядя на числа, приведенные в таблице, можно отметить две основные особенности оценок, данных риэлтерами. Первая состоит в том, что все они недооценивали дом по сравнению с экспертами. Это обычная для данной группы профессионалов тактика. Это не имеет отношения к исследуемому эффекту. А вот вторая особенность состоит в том, что четыре группы риэлтеров дали сильно различающиеся оценки, причем, чем больше якорь, тем больше оценка стоимости: это справедливо для каждого из четырех типов стандартных оценок. Почему такой разброс в суждениях опытных, бывалых риэлтеров? Потому что каждой из перечисленных групп был задан свой якорь. Оценки как бы «притягиваются» якорем. На оценки действует не только реальность, притягивая к себе, но и якорь, который не дает полностью покориться реальности. Чем больше якорь, тем в целом больше каждый из четырех типов оценок. Таким образом, якорный эффект имеет место не только в искусственно созданных экспериментальных ситуациях, но и в реальной жизни; не только по отношению к оценке вероятностей (точнее, частот, как в эксперименте с оценкой частоты встречаемости африканских стран в ООН), но и по отношению к оценке ценностей в прямом и переносном значении этого слова.