Для предсказания будущего фирмы используются следующие типы прогнозирования.
1. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Часто прогнозы такого рода имеют формы "утопий" или "антиутопий" - литературных описаний вымышленного будущего. Несмотря на кажущуюся отдаленность от мира экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому, количественному прогнозу. Недаром для обоснования своих идей некоторые известные отечественные экономисты использовали не только научные теории, но и литературные утопии (см. "Красную Звезду", "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии" А. Чаянова).
Прогнозирование, основанное на творческом видении, может использоваться для непосредственного предсказания менеджерами и другими участниками экономической организации будущих результатов ее деятельности.
2. Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее (рис. 30).
|
|
Рис. 30. Схема поискового прогнозирования
Поисковое прогнозирование может быть двух видов:
• традиционным, или экстраполятивным;
• новаторским - альтернативным.
Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.
Экстраполятивный подход означает, во-первых, оценку прошлых показателей деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее.
Таким образом, главное предположение экстраполятивного подхода в прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее.
Несмотря на возникновение альтернативного подхода, экстраполятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирования.
Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и вследствие этого:
• развитие фирмы происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто;
• существует определенное число вариантов будущего развития фирмы (или определенное число положений равновесия фирмы).
Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего. Во-вторых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логике два способа развития - гладкий и скачкообразный, создавая синтетическую картину будущего.
|
|
Альтернативный подход сравнительно молод (широкое применение его началось в 80-е годы), однако он быстро завоевывает популярность в практике внутрифирменного планирования.
В целом поисковое прогнозирование опирается как на количественные, так и качественные методы.
*Примером качественных (неколичественных) прогнозов могут быть опросы руководителей московских промышленных предприятий, брокерских и посреднических фирм, которые проводятся Институтом экономических проблем переходного периода и Институтом исследования организованных рынков (см. ЭКО, 1994, № 2, статья "Промышленная и торговая конъюнктура в 1992- 1993 гг. глазами руководителей предприятий"). В основу опросов положена неколичественная методика мюнхенского IFO - института. Респонденты оценивают текущее и будущее состояние отрасли и фирмы не в количественных показателях, а в категориях "больше/меньше", "лучше-хуже". Специальные исследования, проводившиеся в Европе, показали, что участники опросов признали подобные конъюнктурные опросы полезными для себя, особенно в отраслевом разрезе. Фирмы - участники опросов - сообщают, что используют прогнозы при разработке краткосрочных оперативных планов и бюджета. Около четверти респондентов применяют результаты опросов в бизнес-планировании.
Опросы, основанные на неколичественных методах, проводились в последнее время также на московских промышленных предприятиях. Результаты опросов показали, что большинство опрошенных руководителей оценивают будущие объемы производства в категории "меньше", а свое экономическое положение - в категории "хуже ".
Исходя из результатов опросов о динамике объема производства предприятия фирмы определяют направленность деловой политики и текущих планов. Так, многие из московских предприятий в преддверии спада планировали не увеличивать отпускные цены (24% машиностроительных и нефтехимических предприятий), предполагали сокращение занятости (45% машиностроительных предприятий, 43% нефтехимических, 70% предприятий черной металлургии).
Таким образом, качественные (неколичественные) методы прогнозирования оказывают не меньшую помощь в определении будущей деятельности предприятия, чем прогнозы, выраженные в конкретных цифрах и абсолютных показателях. *
3. Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование.
В рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей.
Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Для нормативного подхода характерно поэтому преимущественное применение качественных методов исследования (рис. 31).
Рис. 31. Схема нормативного прогнозирования
Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование является в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды организации.