Типы прогнозирования. Для предсказания будущего фирмы используются следующие типы прогнозирования

Для предсказания будущего фирмы используются следующие типы прогнозирования.

1. Прогнозирование, основанное на творческом видении бу­дущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуи­цию. Часто прогнозы такого рода имеют формы "утопий" или "антиутопий" - литературных описаний вымышленного будущего. Несмотря на кажущуюся отдаленность от мира экономики, подоб­ные произведения являются хорошим дополнением к сухому, коли­чественному прогнозу. Недаром для обоснования своих идей неко­торые известные отечественные экономисты использовали не толь­ко научные теории, но и литературные утопии (см. "Красную Звез­ду", "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии" А. Чаянова).

Прогнозирование, основанное на творческом видении, может использоваться для непосредственного предсказания менеджерами и другими участниками экономической организации будущих ре­зультатов ее деятельности.

2. Поисковое прогнозирование - способ научного прогно­зирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и по­степенно проникает в будущее (рис. 30).

Рис. 30. Схема поискового прогнозирования

Поисковое прогнозирование может быть двух видов:

• традиционным, или экстраполятивным;

• новаторским - альтернативным.

Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому про­гноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.

Экстраполятивный подход означает, во-первых, оценку про­шлых показателей деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее.

Таким образом, главное предположение экстраполятивного подхода в прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее.

Несмотря на возникновение альтернативного подхода, экстра­полятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирова­ния.

Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и вследствие этого:

• развитие фирмы происходит не только гладко и непрерыв­но, но и скачкообразно и прерывисто;

• существует определенное число вариантов будущего разви­тия фирмы (или определенное число положений равновесия фирмы).

Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего. Во-вторых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логи­ке два способа развития - гладкий и скачкообразный, создавая син­тетическую картину будущего.

Альтернативный подход сравнительно молод (широкое приме­нение его началось в 80-е годы), однако он быстро завоевывает по­пулярность в практике внутрифирменного планирования.

В целом поисковое прогнозирование опирается как на количе­ственные, так и качественные методы.

*Примером качественных (неколичественных) прогнозов мо­гут быть опросы руководителей московских промышленных предприятий, брокерских и посреднических фирм, которые про­водятся Институтом экономических проблем переходного пе­риода и Институтом исследования организованных рынков (см. ЭКО, 1994, № 2, статья "Промышленная и торговая конъюнк­тура в 1992- 1993 гг. глазами руководителей предприятий"). В основу опросов положена неколичественная методика мюнхен­ского IFO - института. Респонденты оценивают текущее и бу­дущее состояние отрасли и фирмы не в количественных показа­телях, а в категориях "больше/меньше", "лучше-хуже". Специальные исследования, проводившиеся в Европе, показа­ли, что участники опросов признали подобные конъюнктур­ные опросы полезными для себя, особенно в отраслевом разре­зе. Фирмы - участники опросов - сообщают, что использу­ют прогнозы при разработке краткосрочных оперативных планов и бюджета. Около четверти респондентов применя­ют результаты опросов в бизнес-планировании.

Опросы, основанные на неколичественных методах, проводи­лись в последнее время также на московских промышленных предприятиях. Результаты опросов показали, что большин­ство опрошенных руководителей оценивают будущие объемы производства в категории "меньше", а свое экономическое по­ложение - в категории "хуже ".

Исходя из результатов опросов о динамике объема произ­водства предприятия фирмы определяют направленность дело­вой политики и текущих планов. Так, многие из московских предприятий в преддверии спада планировали не увеличивать отпускные цены (24% машиностроительных и нефтехимичес­ких предприятий), предполагали сокращение занятости (45% машиностроительных предприятий, 43% нефтехимических, 70% предприятий черной металлургии).

Таким образом, качественные (неколичественные) методы прогнозирования оказывают не меньшую помощь в определении будущей деятельности предприятия, чем прогнозы, выражен­ные в конкретных цифрах и абсолютных показателях. *

3. Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование.

В рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период време­ни, а затем менеджеры оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей.

Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) дан­ными. Для нормативного подхода характерно поэтому преимущест­венное применение качественных методов исследования (рис. 31).

Рис. 31. Схема нормативного прогнозирования

Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование явля­ется в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: