Форматы бумаги и издания. Книжная полоса, ее разновидности и форматы. Назначение полей. Учетные единицы измерения

Полиграфические системы измерений. Шрифты и их классификация по рисунку, по начертанию очка и по размеру.

35.1. Полиграфические системы измерений

В полиграфии наряду с метрической используется издательско-полиграфическая система измерений (типографская и англо-американская).

Типографская система измерений разработана в пору развития наборного дела до официального принятия метрической системы.

Французский дюйм равен 27,077 мм; 1/72 французского дюйма составляет типографский пункт (п.), равный 0,376065 мм или приблизительно 0,376 мм.

существуют особые названия типографских шрифтов.


3 — бриллиант

4 — диамант

5 — перл

6 — нонпарель

7 — миньон

8 — петит

9 — боргес

10 — корпус

12 — цицеро

14 — миттель

16 — терция

18 — парагон

20 — текст

24 — двойное цицеро

28 — двойной миттель

32 — двойная терция

36 — малый канон

42 — канон

48 — квадрат.


В издательствах типометрическая система употреблялась для обозначения размеров всех тех элементов будущей книги, которые создаются в наборных цехах типографии, например, ширины и высоты полосы набора на странице книги; кегля шрифтов; расстояния между отдельными элементами и т. д.

Для измерений в типографской системе используется специальная линейка — строкомер, на лицевой стороне которой указаны размеры в типографской и метрической системах.

В Англии, США и некоторых других странах используется англо-американская система измерений, в основу которой положен размер английского дюйма, равный 25,4 мм. Один пункт (point) равен 1/72 дюйма или 0,3528 мм.

Установка формата набора при компьютерном наборе, может производиться в англо-американской системе (pica), типографской (цицеро) и метрической (мм).

35.2. Шрифты и их классификация по рисунку

В основу классификации шрифта по рисунку положено 2 признака:

а) контрастность шрифта — соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв. При отношении 1:1 контраст отсутствует, при отношении 4:5 контраст нормальный, при отношении 1:2 контраст средний;

б) наличие и форма засечек — дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.

По рисунку типографские шрифты делятся на шесть основных и одну дополнительную группы (ГОСТ 3489).

1. Группа рубленых шрифтов включает в себя шрифты, не имеющие засечек. К этой группе относятся гарнитуры: Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Рубленая, Плакатная, Букварная, Агат.

2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками включает гарнитуры шрифтов с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (некоторое подобие засечек). К этой группе относятся шрифты акцидентной Телингатера и Октябрьской гарнитур.

3. Группа медиевальных шрифтов включает шрифты с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Литературной, Заголовочной газетной, Банниковской, Лазурского, Ладога.

4. Группа обыкновенных шрифтов включает шрифты с контрастными штрихами, с длинными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Обыкновенной новой, Обыкновенной, Северной, Елизаветинской, Бодони книжной, Кузаняна, Байконур.

5. Группа брусковых шрифтов включает шрифты с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Брусковой газетной, Балтика, Хоменко, Реклама.

6. Группа новых малоконтрастных шрифтов включает шрифты, имеющие малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Новой газетной, Школьной, Бажановской, Журнальной, Академической, Пискаревской, Кудряшевской словарной, Кудряшевской энциклопедической и др.

Группа дополнительных шрифтов включает шрифты, построение и характер рисунков которых отличаются от шрифтов шести основных групп. К этой группе относятся шрифты гарнитуры Рерберга.

35.3. Шрифты и их классификация по начертанию очка

По начертанию очка шрифты подразделяются по трем основным признакам: по положению очка, по насыщенности, по плотности.

1. По положению очка (наклону основных штрихов) шрифты бывают прямого, курсивного и наклонного начертания.

У шрифтов прямого начертания основные штрихи расположены вертикально. У шрифтов курсивного и наклонного начертаний основ­ные штрихи наклонены вправо примерно на 15°. Разница между кур­сивными и наклонными начертаниями выражается в том, что строч­ные буквы наклонного начертания имеют рисунок шрифта прямого начертания, а курсивные строчные буквы — рисунок рукописного

2. По насыщенности очка (отношению толщины основного штриха к внутрибуквенному просвету) шрифты делятся на светлые,

полужирные и жирные. В светлых шрифтах толщина основного

штриха строчных букв в 2—3,5 раза меньше внутрибуквенного про­света, в полужирных — толщина основного штриха строчных букв меньше или равна внутрибуквенному просвету. В жирных шрифтах толщина основного штриха строчных букв больше внутрибуквенного просвета.

3. В зависимости от плотности очка (соотношение между ши­риной и высотой очка) шрифты делятся на нормальные, узкие и ши­рокие. При нормальном начертании шрифтов отношение ширины оч­ка к его высоте составляет 3/4, в узких начертаниях шрифтов ширина очка к его высоте находится в пределах от 1/2 — 2/3, в широких на­чертаниях шрифтов ширина очка больше его высоты. Имеются шриф­ты сверхузкого и сверхширокого начертаний.

При использовании компьютерных шрифтов появляется термин — «семейство шрифтов», под которым понимается группа шрифтов с общим рисунком, но отличающиеся насыщенностью, начертанием или другими особенностями.

35.4. Шрифты и их классификация по размеру

Шрифты одной гарнитуры и одного начертания имеют различные размеры по кеглю. Шрифты кегля до 20 п. имеют свои названия, широко используемые в полиграфии (например, 12 п. — цицеро). См. пункт 35.1.

56.1. Форматы бумаги и издания. Книжная полоса, ее разновидности и форматы

Все виды печатных изданий выпускают в установленных стандартом (ГОСТ 5773–90 «Издания книжные и журнальные. Форматы») форматах. Для книжно-журнальной про­дукции используется листовая бумага стандартных размеров: 60´84, 60´90, 70´90, 75´90, 70´100, 70´108, 84´108 см.

Формат издания — размеры страниц после обрезки блока, которые указываются в миллиметрах. В соответствии с ГОСТ 5773–90 установлена величина обрезки для всех форматов: по ширине — 5 мм, по высоте — 10 мм. Но чаще формат издания обозначается шириной и высотой бумажного листа и долей листа, т.е. количеством страниц в одном печатном листе. Например, на одной стороне бумажного листа формата 60´84/16 расположено 16 страниц издания.

Ассортиментом предусмотрено 20 стандартных форматов изданий с учетом размера листа и его доли. Возможны и нестандартные форматы, для которых могут быть использованы нестандартные форматы бумаги: 60´70, 60´108, 70´84, 84´100 см и др., изготавливаемые по специальному заказу.

Формат наборной полосы — площадь запечатанной части страницы издания, указываемая размером ширины полосы (форматом набора) и высоты полосы в квадратах, например 6´93/4 кв. Формат наборной полосы определяется форматом издания и вариантом оформления.

Первый вариант — наименьшие поля вокруг наборной полосы (наиболее экономичный вариант оформления, чаще используется для изданий, не предназначенных для сплошно­го чтения, или для изданий типа учебных программ, материалов научных конференций, учебно-методических пособий). Коэффициент использования бумаги при этом варианте самый большой.

Второй вариант используется при оформлении большинства книж­ных изданий.

Третий вариант наименее экономичен, но наиболее удобочита­ем (допустим для собраний сочинений, монографий, отдельных произведений по искусству, художественной литературы, изданий для детей).

Поля на странице издания выполняют важную эстетическую роль, определяя в значительной степени и удобочитаемость. Наборная полоса расположена как бы на оптической середине страницы; самое узкое поле — внутреннее корешковое, несколько шире — верхнее, еще шире — наружное боковое и самое широкое — нижнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: