Под психикой
• Глубинная психология (психоанализ)
• Бихевиоризм
• Гештальтпсихология
• Французская социологическая школа –понимающая психология - (изучение роли социального окружения в процессе становления психики)
• 3.4. Психология – наука о поведении.
Бихевиористский подход.
Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что
• психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения.
• Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации.
Джон Уотсон (1878 – 1958)
• Психология — это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной психологии.
« «Выражение «ребенок боится собаки» в научном плане не означает ничего, необходимы объективные описания:
• «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака»».
• Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Уотсон).
• Любое поведение определяется своими последствиями (Скиннер).
• Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от нее зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого (Бандура).
• Важными заслугами бихевиоризма являются:
• внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий;
• открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.
• Основной недостаток бихевиоризма —
• в недоучете сложности психической деятельности человека,
• сближении психики животных и человека,
• игнорировании процессов сознания, творчества,
• самоопределения личности
• Необихевиоризм Социальный бихевиоризм –
• изучает ролевое поведение человека в социуме
• Ведущая научная теория Скиннера –
• 2 половина 20 века –
• стала основой для многих концепций развивающего обучения
• 3.5. Психология как наука о психике с т. зр. целостных структур.
«Гештальтпсихология». возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера,
• В. Келера
• и К. Левина,
• выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов).
• Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии
• В. Вундта
• и Э. Титченера,
• трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации.
• Построение сложного психического образа происходит в инсайте
• — особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле.
• Понятие «психического поля» (К. Левин)
• Психика – целостное поле, состоящее из
• 1. «фигуры» - части поля, которые выставляются вперед
• 2. «фон» - задний план