Зрелый возраст называют еще периодом взрослости, который в свою очередь подразделяется на период ранней взрослости (молодость до 35 лет) и средней (от 35 до 60 лет) взрослости. Пожилой и преклонный возраст — это период поздней взрослости.
Период ранней взрослости рассматривается как некое стабильное состояние, но это не значит, что развитие останавливается. Оно продолжается, но если в детстве имели место в первую очередь изменения в теле, интенсивный физический рост и быстрое приобретение новых интеллектуальных навыков, то в период взрослости изменения касаются в основном личностной, социальной и профессиональной сфер.
Ключевыми событиями ранней взрослости являются: окончание профессионального обучения, начало самостоятельности трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса. Эти события у разных людей возникают в разное время. Но существуют некоторые нормы, которые сформировались из общепринятых представлений. Поэтому в период взрослости лучше ориентироваться не на хронологический возраст, а на биологический, социальный и психологический.
|
|
Биологический возраст оценивается по развитию скелета, зубов, мышц, физиологических и нейрогуморальных процессов.
Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека в социуме нормам данной культуры.
Психологический возраст оценивается по степени адаптированности к требованиям внешней среды. Это уровень интеллекта, двигательные навыки, чувства, мотивы, установки.
Объединение этих возрастов дает представление о зрелости человека. Кроме того, зрелость напрямую зависит от того, как были разрешены противоречия в предыдущих периодах жизни человека, как удовлетворялись его потребности.
Физическое развитие в молодости достигает своего пика. Молодые люди в большинстве энергичны, выносливы, сильны. Однако после 30 лет скорость реакции и двигательные навыки начинают медленно снижаться, а после 50 лет физические возможности падают в ускоряющемся темпе.
В период ранней взрослости у людей отмечается самая высокая способность к воспроизводству здорового потомства. Интеллектуальная активность с наступлением взрослости не прекращается, а багаж знаний к старости возрастает. Интеллектуальные способности у взрослых зависят от постоянной их тренировки, от степени использования их в повседневной жизни.
Новообразования периода ранней взрослости: умение брать на себя ответственность; способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; уверенность в себе и целеустремленность; стремление к власти; развитая воля и способность сопротивляться препятствиям; защита своих принципов и жизненных ценностей; склонность к философским обобщениям; формирование индивидуального стиля жизни; стремление оказывать влияние на мир и делиться опытом с молодыми; реализм, трезвость в оценках окружающего мира; стабилизация системы социальных ролей.
|
|
Задачи периода средней взрослости:
1. Достижение зрелой гражданской ответственности,
2. Достижение определенного социального статуса.
3. Выбор способа проведения досуга.
4. Воспитание детей и обрыв «психологической пуповины» с ними в необходимое время, отпуская их в самостоятельную жизнь.
5. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.
В последнее время нередко появляются еще и такие задачи, как: выбор нового спутника жизни после развода, воспитание маленьких детей, освоение новой профессии.
Период средней взрослости — это время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. У многих людей возникает кризис средних лет жизни (от 30 до 40 лет). Его называют иногда еще кризисом «возраста Христа».
Кризисы взрослых, в отличие от кризисов детских лет, не имеют жесткой привязанности к возрасту.
Состояние кризиса может быть тяжелым, но оно обладает огромным потенциалом. Рост личности может продолжаться всю жизнь.
В период средней взрослости разрешаются следующие проблемы:
1. По мере убывания физических сил и ослабления здоровья необходимо чаще переключать энергию на умственную деятельность.
2. Сексуальную энергию надо уравновешивать социальными связями.
3. Следует снижать накал эмоций, но расширять количество оттенков чувств.
4. Необходимо овладеть четкими границами своих ценностей и установок, оставляя при этом их гибкими.
5. В противоположность юношеской страсти и увлеченности, лучше равномерно распределить свое эго во всех сферах жизни (работа, семья, увлечения, здоровье).