Вюрцбургская школа

Структурализм.

Психотехника.

Социальный эволюционизм Г. Спенсера.

ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОТЕХНИКА.

Вопросы лекции:

2. Э. Дюркгейм: коллективные представления.

3. В. Дильтей: концепция ценностей.

Социальный эволюционизм Г.Спенсера. Английский философ и социолог Герберт Спенсер являлся одним из основателей философии позитивизма. Основой позитивистской науки он хотел сделать эволюционизм. Рассматривая роль психики в эволюции человека, Спенсер утверждал, что психика является механизмом адаптации человека к среде. Э. Дюркгейм: коллективные представления. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) задался целью изучить, как социальные факторы представлены в сознании человека.

Основная его посылка состояла в том, что идеологические факты – это своего рода “вещи”, которые ведут самостоятельную жизнь, независимую от индивидуального ума. Они существуют в общественном сознании в виде “коллективных представлений”, которые принудительно навязываются индивидуальному уму обществом. В. Дильтей: концепция ценностей. Немецкий философ Вильгельм Дильтей выступил с проектом создания новой психологии, ориентированной на науки о природе. Она должна была стать “описательной” и “расчленяющей” наукой Понимающая психология соединяла структуру отдельной личности с духовными ценностями, создаваемыми народом, формами культуры. Опираясь на эту идею, ученик Дильтея Э.Шпрангер попытался объяснить поведение человека в соответствии с основными областями культуры: человека теоретический, экономический, эстетический, социальный, религиозный и т.д. Психотехника. Психотехника – это использование психологии в экономике и промышленности. В 80-е гг. XIX в. американский инженер Ф. Тейлор разработал систему интенсификации труда для различной организации производства. Научная организация производства, проектирование трудовых процессов требовали точных знаний о нервно-психическом потенциале работников и возможностях его эффективного использования.

Лекция 11: “НОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ”.

Вопросы лекции:

Структурализм. Структурализм явился прямым наследником направления, разработанного В.Вундтом. Его представители считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структур сознания, а также способов/принципов его конструирования. Это является отражением идей Вундта относительно способов исследования сознания. Наиболее ярким представителем структурализма был английский (впоследствии – американский) психолог Эдуард Брадфорд Титченер Согласно Титченеру, основными задачами психологии являются следующие: разбиение сознательных элементов на простейшие составляющие;определение законов, по которым происходит соединение этих простейших составляющих в сознании;определение закономерности, выражающей связь между элементами сознания и физиологическими составляющими. К концу жизни Титченер кардинально меняет свою систему взглядов. Он исключает из лекций тему “Психические элементы”, подвергает сомнению правомерность термина “структурализм”, называет свою систему взглядов “экзистенциальной психологией”, отказывается от интроспекции в пользу феноменологического подхода, изучающего переживания как таковые без анализа их составляющих. Вюрцбургская школа. Другим направлением, оказавшим на психологическую науку не меньшее влияние, чем эксперименты Титченера, была Вюрцбургская школа. Эта группа молодых экспериментаторов, возглавляемых профессором Освальдом Кюльпе из Вюрцбургского университета (Бавария). исследователи Вюрцбургской школы существенно расширяют предмет экспериментальной психологии, разрабатывают первую научную концепцию психологии мышления. Их традиции способствовали дальнейшему развитию экспериментальной психологии и были продолжены другими исследователями.

Лекция 12: ФУНКЦИОНАЛИЗМ.

Вопросы лекции:

1. “Новая психология” Ф.Брентано.

2. Концепция “психических функций” К.Штумпфа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: