Экзистенциализм. (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)

(экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)

Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться ещё в середине ХХ в., а в 70-е годы ХХ в. приобрёл актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. Актуализации и расцвету экзистенциализма способствовали следующие причины:

ü нравственные, экономические и политические кризисы мировых войн;

ü бурный рост науки, техники и использование технических достижений во вред человеку;

ü опасность гибели человечества;

ü усиление жестокости и бесчеловечное отношение к человеку;

ü распространение фашистских и тоталитарных режимов, полностью подавлявших человеческую личность;

ü бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

Выделим проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

ü уникальность человеческой жизни, глубина его чувств, переживаний и жизни в целом;

ü разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

ü проблема отчуждения человека;

ü проблема одиночества человека;

ü проблема бессмысленности жизни и проблема внутреннего выбора.

Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 – 1855). Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать своё «Я». Философом были выделены понятия:

ü неподлинное существование – полная подчинённость человека обществу, «жизнь как у всех», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

ü подлинное существование – сознательный выбор и превращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция. В своём восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

ü эстетическую – жизнь человека определяется внешним миром;

ü этическую – человек делает сознательный выбор;

ü религиозную – человек глубоко осознаёт своё призвание, «несёт свой крест».

Лучшими представителями экзистенциализма ХХ в. были:

Карл Ясперс (1883 – 1969); Жан-Поль Сартр (1905 – 1980); Альберт Камю (1913 – 1960); Мартин Хайдеггер (1889 – 1976).

Карл Ясперс – немецкий философ - один из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в ХХ в. («Психология мировоззрений»). Согласно Ясперсу человек обычно живёт «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». Он даже не подозревает о том, кто он такой, не знает своих скрытых способностей, подлинного «Я». Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу – это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознаёт себя, он соприкасается с трансцедентальностью – высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции – к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. Человек приближается к трансцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознаёт себя через так называемые «шифры» трансцедентального:

ü эротику;

ü согласие с собой;

ü свободу;

ü смерть – конечность бытия.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартрапроблема выбора. Центральным понятием является «для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приоритетность для него собственного мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» – различные взаимоотношения с людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого». Важнейшее условие жизни человека это свобода. Человек находит свободу и проявляет её в судьбоносном выборе. Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие года вперёд, переходит из одного бытия в другое. По Сартру, свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за всё, что он совершает, за самого себя. Единственное, за что человек не может отвечать, - это за своё собственное рождение.

Альберт Камю сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни. Главный тезис философа – жизнь человека, в сущности, бессмысленна. Смертны все – и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека – абсурд. Камю приводит два главных доказательства абсурдности жизни:

ü соприкосновение со смертью (многое теряет свою актуальность и кажется бессмысленным);

ü соприкосновение с окружающим миром, природой (человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой).

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека. Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем.

Ключевые термины

Декабристская философия, историческая философия П.Я Чаадаева, западники и славянофилы, ортодоксально-монархическая философия, либеральная философия. Философия «золотого века», естественнонаучная советская философия. Позитивизм, закон двойственности эволюции, иррационализм, волюнтаризм, логический закон достаточного основания, «философия жизни», герменевтика, «социальная реконструкция», учение о проблематической ситуации, экзистенциализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: