В современной философии особенно отчётливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности.
Концепция корреспондентной истины устанавливает соответствие между формами психики и определеннным объективным содержанием. Аристотель считал, что истинное и ложное находятся не в вещах, а в мысли.
Довольно часто тема истинности и ложности проблематизируется там, где учитывается последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний.
Значительный вклад в развитие когерентной концепции истины внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель, а также Нейрат и Гемпель.
Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины, которая берёт начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники марксизма и американского прагматизма (У. Джемс, Дж. Дьюи).
|
|
Истинность / ложность
Подтверждаемость / неподтверждаемость (концепция соответствия) | Непротиворечивость / противоречивость (концепция когеренции) | Эффективность / неэффективность (концепция прагматичности) |
Истинность как характеристика психических форм личности подвержена качественным градациям. Когда эта градация производится в грубой форме, то говорят либо о полном соответствии форм психики объектам познания (абсолютная истина), либо об их полном несоответствии (абсолютное заблуждение), либо о чем-то серединном между абсолютной истиной и абсолютным заблуждением (относительная истина или относительное заблуждение).