Экология. Курс философии является обязательным и одним из основополагающих в структуре социально-гуманитарной подготовки современного университетского образования

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курс философии является обязательным и одним из основополагающих в структуре социально-гуманитарной подготовки современного университетского образования. Обучение в университете не должно сводиться только к узкопрофессиональному образованию, а обязано включать в себя историко-цивилизационные, философско-рефлексивные и логико-методологические компоненты.

Студенты технического университета готовят себя как к научно-производственной, так и к научно-исследовательской деятельности. В связи с этими основной задачей курса философии является формирование у студентов философской культуры, гуманистического мировоззрения, гражданской зрелости, активной жизненной позиции, творческого отношения к прошлым и современным философским концепциям, предлагающим разнообразные варианты решения сложных проблем, стоящих перед человечеством в третьем тысячелетии.

Освоение философских знаний предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов. Мы надеемся, что предложенный в данном пособии подход к организации изучения философии, основанный на выполнении тестовых заданий, поможет не только глубоко освоить необходимый философский минимум, успешно сдать экзамен по философии, но и сам процесс обучения будет интересным и увлекательным.

Введение………………………………………………………………………………………….. 3

Лекционные занятия…….……………………………………………………………………….. 4

Лекция 1. Предмет и специфика философского знания.

Философия Древнего мира …………………………………………………………… 6

Лекция. 2. Средневековая христианская философия.

Философия эпохи Возрождения, Нового времени XVII-XVIII в.в..……………………………………………………………………………………… 26

Лекция 3. Немецкая классическая философия XIX в., ее основные направления и идеи…………………………………………………………………………………….. 45

Лекция 4. Русская философия.

Западная философия XIX - XX в.в…………………………………………………… 56

Лекция 5. Основа философского понимания мира.

Философские идеи развития………………………………………………………….. 71

Лекция 6. Сознание……………………………………………………………………. 79

Лекция 7. Познание, творчество и практика.

Наука и методы научного познания…………………………………………………. 82

Лекция 8. Философская антропология и социальная философия………………….. 91

Лекция 9. Глобальные проблемы современности и будущее человечества…….... 101

Современное учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………………………............... 103

Основная литература………….………………………………………………………103

Дополнительная литература ………………………………………………………... 104

Интернет-ресурсы: информационные базы данных, электронные

ресурсы, образовательные Интернет-сайты……………….………………............. 104

Примерный перечень проблем для философских дискуссий………………………………. 105

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)……………………………….……….. 105

Заключение…………………………………………………………………………………….. 107

Предмет и задачи экологии.

Существование человека неразрывно связано с определенными условиями среды (температура, влажность, состав воздуха, качество воды, состав пищи и другие). Эти требования вырабатывались в течение многих тысячелетий существования человека. Понятно, что при резком изменении этих факторов или отклонении от нормы, требуемой организму, возможны нарушение обмена веществ и как крайний случай - несовместимость с жизнью человека. Невозможно охранять природу, пользоваться ею, не зная как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействие человека. Все это и является предметом экологии.

Термин "экология" предложен в 1869 г. Э. Геккелем (немецкий естествоиспытатель). От греческого "ойкос" -дом, "логос" - наука. Как научная дисциплина экология имеет более чем вековую историю. Систематические экологические исследования ведутся приблизительно с 1900 г. Основы экологии можно найти в научных трудах ученых прошлого века (Гумбольт, Ламарк, Северцев и др.). В развитие экологии значительный вклад внесли русские ученые Вавилов, Сукачев, Павловский, Шварц, Колесников и др. Особая заслуга принадлежит В. И. Вернадскому.

В современном понимании экология - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Кроме того экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования (рис.1)

Выделяют экологию человека, животных, растений и микроорганизмов. В свою очередь эти группы можно исследовать на уровне особи или сообщества, а можно в воде, почве или атмосфере, в земных условиях или космических. Живые организмы обитают в условиях тропической, умеренной и полярной зон, а также в естественных, измененных или антропогенных (созданных человеком) системах, кроме этого можно учитывать загрязненность или незагрязненность среды.

Экология как наука основана на разных отраслях биологии (физиология, генетика, биофизика), связана с другими науками (физика, химия, математика, география, геология), использует их методы и термины. В связи с этим появились в последние годы понятия"географическая экология", "химическая экология", "математическая экология", "космическая экология", и "экология человека". Взаимоотношениями человека и машины в условиях промышленных предприятий занимается охрана труда.

Задачи экологии как учебной дисциплины в техническом вузе гораздо уже. В процессе профессиональной деятельности будущий специалист инженер неизбежно будет влиять на окружающую среду и живущие в ней живые организмы. Следовательно, от того, насколько он понимает и владеет законами природы и ее структурой, будет зависеть устранение негативных последствий производства, в котором он работает.

Таким образом, задачи экологии применительно к деятельности инженера промышленного производства или проектно-конструкторского предприятия могут быть следующие:

1) Оптимизация технологических, и конструкторских решений, исходя из минимального ущерба окружающей среде.

2) Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий действующих и проектируемых предприятий на окружающую среду.

3) Своевременное выявление и корректировка технологических процессов, наносящих ущерб окружающей среде.

4) Создание систем переработки отходов промышленности.

         
 
 
   
 
   

                     
 
 
   
Водоёмов
 
Воздушной среды
 
Суши
 
Тропиков
 
   



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: