СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курс философии является обязательным и одним из основополагающих в структуре социально-гуманитарной подготовки современного университетского образования. Обучение в университете не должно сводиться только к узкопрофессиональному образованию, а обязано включать в себя историко-цивилизационные, философско-рефлексивные и логико-методологические компоненты.
Студенты технического университета готовят себя как к научно-производственной, так и к научно-исследовательской деятельности. В связи с этими основной задачей курса философии является формирование у студентов философской культуры, гуманистического мировоззрения, гражданской зрелости, активной жизненной позиции, творческого отношения к прошлым и современным философским концепциям, предлагающим разнообразные варианты решения сложных проблем, стоящих перед человечеством в третьем тысячелетии.
Освоение философских знаний предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов. Мы надеемся, что предложенный в данном пособии подход к организации изучения философии, основанный на выполнении тестовых заданий, поможет не только глубоко освоить необходимый философский минимум, успешно сдать экзамен по философии, но и сам процесс обучения будет интересным и увлекательным.
|
|
Введение………………………………………………………………………………………….. 3
Лекционные занятия…….……………………………………………………………………….. 4
Лекция 1. Предмет и специфика философского знания.
Философия Древнего мира …………………………………………………………… 6
Лекция. 2. Средневековая христианская философия.
Философия эпохи Возрождения, Нового времени XVII-XVIII в.в..……………………………………………………………………………………… 26
Лекция 3. Немецкая классическая философия XIX в., ее основные направления и идеи…………………………………………………………………………………….. 45
Лекция 4. Русская философия.
Западная философия XIX - XX в.в…………………………………………………… 56
Лекция 5. Основа философского понимания мира.
Философские идеи развития………………………………………………………….. 71
Лекция 6. Сознание……………………………………………………………………. 79
Лекция 7. Познание, творчество и практика.
Наука и методы научного познания…………………………………………………. 82
Лекция 8. Философская антропология и социальная философия………………….. 91
Лекция 9. Глобальные проблемы современности и будущее человечества…….... 101
Современное учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………………………............... 103
Основная литература………….………………………………………………………103
|
|
Дополнительная литература ………………………………………………………... 104
Интернет-ресурсы: информационные базы данных, электронные
ресурсы, образовательные Интернет-сайты……………….………………............. 104
Примерный перечень проблем для философских дискуссий………………………………. 105
Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)……………………………….……….. 105
Заключение…………………………………………………………………………………….. 107
Предмет и задачи экологии.
Существование человека неразрывно связано с определенными условиями среды (температура, влажность, состав воздуха, качество воды, состав пищи и другие). Эти требования вырабатывались в течение многих тысячелетий существования человека. Понятно, что при резком изменении этих факторов или отклонении от нормы, требуемой организму, возможны нарушение обмена веществ и как крайний случай - несовместимость с жизнью человека. Невозможно охранять природу, пользоваться ею, не зная как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействие человека. Все это и является предметом экологии.
Термин "экология" предложен в 1869 г. Э. Геккелем (немецкий естествоиспытатель). От греческого "ойкос" -дом, "логос" - наука. Как научная дисциплина экология имеет более чем вековую историю. Систематические экологические исследования ведутся приблизительно с 1900 г. Основы экологии можно найти в научных трудах ученых прошлого века (Гумбольт, Ламарк, Северцев и др.). В развитие экологии значительный вклад внесли русские ученые Вавилов, Сукачев, Павловский, Шварц, Колесников и др. Особая заслуга принадлежит В. И. Вернадскому.
В современном понимании экология - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.
Кроме того экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования (рис.1)
Выделяют экологию человека, животных, растений и микроорганизмов. В свою очередь эти группы можно исследовать на уровне особи или сообщества, а можно в воде, почве или атмосфере, в земных условиях или космических. Живые организмы обитают в условиях тропической, умеренной и полярной зон, а также в естественных, измененных или антропогенных (созданных человеком) системах, кроме этого можно учитывать загрязненность или незагрязненность среды.
Экология как наука основана на разных отраслях биологии (физиология, генетика, биофизика), связана с другими науками (физика, химия, математика, география, геология), использует их методы и термины. В связи с этим появились в последние годы понятия"географическая экология", "химическая экология", "математическая экология", "космическая экология", и "экология человека". Взаимоотношениями человека и машины в условиях промышленных предприятий занимается охрана труда.
Задачи экологии как учебной дисциплины в техническом вузе гораздо уже. В процессе профессиональной деятельности будущий специалист инженер неизбежно будет влиять на окружающую среду и живущие в ней живые организмы. Следовательно, от того, насколько он понимает и владеет законами природы и ее структурой, будет зависеть устранение негативных последствий производства, в котором он работает.
Таким образом, задачи экологии применительно к деятельности инженера промышленного производства или проектно-конструкторского предприятия могут быть следующие:
1) Оптимизация технологических, и конструкторских решений, исходя из минимального ущерба окружающей среде.
2) Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий действующих и проектируемых предприятий на окружающую среду.
3) Своевременное выявление и корректировка технологических процессов, наносящих ущерб окружающей среде.
|
|
4) Создание систем переработки отходов промышленности.
|
|
|
| |||||||||