Государства являются основными или первичными субъектами МП. Государства могут самостоятельно создавать производных субъектов МП.
Государства – единственные субъекты МП, обладающие суверенитетом. Суверенитет всегда основывается на наличии у субъекта территории и населения.
Выделяют:
- унитарные государства,
- федеральные государства,
- конфедерации.
От формы государственного устройства может зависеть и то, как государство реализует свои функции в м/н отношениях.
У унитарных государств - единая система государственных органов, т.е. одни и те же органы будут участвовать в м/н отношениях от имени унитарного государства. В настоящее время существует тенденция к представлению автономиям некоторых полномочий в м/н отношениях, т.е. автономное государство может предоставить некоторые полномочия своим единицам. Такие полномочия относятся к экономическим и культурным отношениям.
Федеративные государства исторически предоставляли полномочия в м/н отношениях к субъектам федерации.
Если субъект федерации не может выполнять свои обязательства по м/н договору, то эти обязательства выполнит сама федерация. Федерация может заключить м/н договор от имени своего субъекта и возложить на него обязанность по выполнению этого договора.
Конфедерация – союз суверенных государств, который создается для реализации общих для этих государств целей. По достижению этих целей конфедерация может прекратить свое существование или превратиться в федеративное государство.
Конфедерация создает органы, которые действую от ее имени в м/н отношениях. Орган суверенных государств сохраняют право действовать от имени этих государств в м/н отношениях параллельно с органами конфедерации.
3. Правосубъектность м/н организаций
Правосубъектность м/н организаций является ограниченной, т.к. м/н организации являются производными субъектами МП, юридическая природа м/н организаций также состоит в том, что они являются производными субъектами.
Правосубъектность м/н организаций зависит от их учредительных документов.
Классификация м/н организаций
1. по кругу участников:
· Универсальные (т.е. для всех государств, например, ООН), принимает в свои члены любые государства, независимо от того, в каком географическом регионе они находятся. Также и широкие функции м/н отношений.
· Региональные – действуют в определенном географическом регионе и имеют узкие функции, чем универсальные м/н организации (Евросоюз, ОБСЕ, Совет Европы, СНГ).
· Межрегиональные или субрегиональные организации – организации, объединенные государства смежных географических регионов (НАТО).
2. по характеру их полномочий:
· Межгосударсвенные, т.е. неограниченные суверенитетом государства,
· Надгосударственные (наднациональные) – частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации государства-члены добровольно передают часть своих полномочий м/н организаций в лице ее органов.
3. по выполняемым функциям:
· Нормотворческие,
· Консультативные,
· Посреднические,
· Операционные,
· Информационные.
4. По порядку приема новых членов:
· Открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению),
· Закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей).
5. по сфере деятельности:
· Общей компетенции (ООН),
· Специальной компетенции (политическая, экономическая, кредитно-финансовая, по вопросам торговли, здравоохранения, например, Всемирный почтовый союз, Интерпол, ЮНЕСКО).
6. Пароорганизации (клубы). Например, «Большая восьмерка», Лондонский клуб кредиторов. Подобные пароорганизации не имеют статуса, нет штабквартиры, совета, не имеют устава.
Компетенция:
· Уставная
· Подразумеваемая.