Внешняя политика. В области внешней политики руководство страны исхо­дило из «Концепции внешней политики Российской Феде-

В области внешней политики руководство страны исхо­дило из «Концепции внешней политики Российской Феде-

рации», новая редакция которой была принята в 2000 г. Она предполагала усиление позиций России на международной арене, создание системы многополярного мира, отрицала претензии какого-либо государства на мировую гегемонию.

После террористического акта в США 11 сентября 2001 г. главным направлением внешней политики РФ ста­ло активное участие в борьбе мирового сообщества с между­народным терроризмом. Весной 2002 г. была создана российско-американская рабочая группа по вопросам взаимо­действия, обмена информацией и разработке прогнозов борьбы с терроризмом. Подобные группы были созданы со­вместно и с другими странами. В 2002 г. Россия поддержа­ла американскую акцию по военному подавлению обвинен­ного в поддержке международного терроризма режима та­либов в Афганистане.

Серьезным препятствием для эффективного сотрудни­чества была не преодоленная западными странами полити­ка «двойных стандартов», по которой террористы внутри России рассматривались не как звено единой цепи между­народного терроризма, а как борцы за национальное осво­бождение. Кроме того, в 2003 г. Россия (совместно с Герма­нией и Францией) возражала против силового свержения правящего режима в Ираке, обвиненного США в производ­стве оружия массового поражения. Российское руководство настаивало на усилении роли ООН в решении иракской про­блемы. Американская оккупация Ирака нанесла России существенный экономический ущерб.

Проведению эффективной внешней политики России в значительной степени препятствовал огромный внешний долг, превышавший 130 млрд. долларов, основные выпла­ты по которому начались в 2003 г.

В 2000-2003 гг. Россия развивала свои отношения со странами СНГ, стремясь не только отстаивать свои прагма­тические интересы, но и максимально учитывать интересы членов Содружества. Регулярно проводились встречи глав государств (саммиты) и Межпарламентские ассамблеи СНГ.

2002 год стал годом экономических разочарований для многих стран СНГ. Государства, пытавшиеся избавиться от


комплекса «младшего брата» в отношениях с Россией с по­мощью интеграции в западные экономические союзы, осоз­нали, что их мечта вряд ли осуществится в ближайшем бу­дущем. Поэтому главными темами встреч стали экономи­ческие проблемы. Практически во всех странах СНГ очевидна необходимость восстановления прежних экономических связей между бывшими республиками СССР.

Начиная с 1992 г. Россия активно включилась в мирот­ворческие операции не только в дальнем зарубежье, но и на территории СНГ. Военнослужащие Вооруженных сил РФ входя в состав коллективных сил по поддержанию мира, препятствуют возобновлению кровопролития.

Реализует политические решения руководящих органов Содружества Штаб по координации военного сотрудниче­ства государств — участников СНГ (ШКВС). В 2002 г. на­чал работу Антитеррористический центр СНГ.

Проблемы наиболее сложного региона СНГ — закавказ­ского - с весны 2002 г. стали регулярно обсуждаться на встречах глав парламентов так называемой «кавказской четверки» (Россия, Армения, Азербайджан, Грузия). Они стали проводиться по инициативе спикера Совета Федера­ции ФС РФ С. М. Миронова. Их цель — не только найти приемлемое решение нагорно-карабахской проблемы, пре­дотвращать осложнение армяно-азербайджанских и россий­ско-грузинских отношений, но и способствовать сотрудни­честву стран региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: