Виды мышления

Классификация явлений мышления

Фазы мыслительного процесса

В мыслительном процессе выделяют следующие фазы:

Возникновение вопросов.

Выдвижение и перебор гипотез.

Проверка гипотез.

Получение ответов и формирование суждения.

В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная деятельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышления, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления.

Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы.

Мыслительные действия – совокупность мыслительных операций, направленных на выявление скрытых свойств и отношений объектов реального мира.

К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация, анализ и синтез.

Продукт мыслительных действий – определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления:

1. Понятие – наиболее существенная, наиболее главная сторона того явления, которое отражается в сознании. Это след от слова. Понятия бывают:

1) Конкретные,

а) Обще-конкретные (студент, учебник),

б) Индивидуально-конкретные (Вася Петров, мой учебник истории),

2) Абстрактные (мысль, счастье).

2. Суждение – это синтез двух понятий. Они могут быть утвердительными или отрицательными (Сегодня морозный день).

3. Умозаключение – логический вывод из нескольких предпосылок.

В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии – виды мышления: 1) наглядно-действенное (сенсомоторное); 2) наглядно-образное; 3) словестно-логическое.

Наглядно-действенное мышление – характеризуется тем, что решение задачи осуществляется путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. У ребенка наглядно-действенное мышление образует первую ступень развития мышления; у взрослого оно сосуществует с другими видами.

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций. С его помощью наиболее полно воссоздается все многообразие различных характеристик предмета, т.к. в образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важная особенность данного вида мышления – установление непривычных, сочетаний предметов и их свойств, в чем наблюдается его большое сходство с воображением.

Словесно-логическое мышление связано с использованием понятий, логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Считается доказанным, что словесно-логическое мышление – наиболее поздний продукт исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному мышлению составляет одну из линий этого развития. В онтогенетическом развитии мышления ребенка особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме воспитания и обучения.

Выделяют также: мышление теоретическое и практическое, эмпирическое; логическое, аналитическое и интуитивное; алгоритмическое, эвристическое, дискурсивное; реалистическое и аутистическое, связанное с уходом от действительности во внутренние переживания; продуктивное и репродуктивное; непроизвольное и произвольное.

Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, направлено на открытие законов, свойств объектов и пр., например, фундаментальные научные исследования.

Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.

Эвристическое (продуктивное) мышление характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Дискурсивное мышление – мышление носящее рассудочный характер, основано на системе умозаключений, имеет последовательный ряд логических звеньев. В результате формируется вывод.

Логическое мышление предполагает последовательное прохождение всех стадий. (Например, Винни-Пух рассуждал так: «Это – жжжжж – неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты – не пчела? По-моему так!»)

При интуитивном мышлении человек не проходит все операции мышления, а сразу высказывает ответ, при этом используется предыдущий опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: